Календарь

Бизнес-симуляция, или когда тренинг уже не работает

Рады представить Вашему вниманию последнюю статью бизнес-тренера и разработчика бизнес симуляций Натальи Бусаровой.

Когда я только столкнулась с бизнес симуляциями, у меня сложилось впечатление, что все о них знают и используют.
Однако при более глубоком знакомстве, когда я начала сама их разрабатывать, обсуждать с коллегами и Заказчиками, я поняла, что многие о них слышали, но мало кто реально знает, что за этим стоит.
Надеюсь, что эта статья поможет разобраться в том, что же такое бизнес симуляция, для чего она нужна и в чем ее преимущество.

Что такое бизнес симуляция?

Итак, для начала давайте определим – что же это такое. Бизнес симуляция это погружение в виртуальную реальность с законами реального бизнеса. Она может включать в себя и деловую игру, и кейсы и ролевые игры. Но сохраняется ключевой принцип – опора на реальные бизнес процессы.

Бизнес симуляция позволяет объединить Игру и Реальность. Именно за счет этого эффекта данный метод дает отличный результат.
Эта особенность отличает бизнес симуляцию от тренинга. Здесь минимум теории и огромное количество практики, которая вовлекает участников, снижает критичность их восприятия и дает поле для отработки навыков.

В ходе бизнес симуляции участники самостоятельно делают выводы и получают собственный опыт, который потом гораздо проще и быстрее внедряют в рабочую действительность.

В одном из интервью мне задали вопрос – что, на мой взгляд, является одной из основных проблем в T&D направлении? Я ответила, что это – переученность. За последние 15 лет огромное количество сотрудников прошли разнообразные тренинги и у них сложилось впечатление, что они «все знают».

Наверняка, вы сталкивались с ситуациями, когда представители Заказчика говорили вам: «SMART – да его все знают, стратегии переговоров – это же Секрет Полишинеля, SWOT – да это еще в школе проходили и так далее». К сожалению, это знание далеко не всегда переходит в реальную рабочую жизнь. Как часто руководители, знающие SMART, ставят задачи своим сотрудникам правильно? А многие ли из них применяют известные алгоритмы обратной связи?

В такой ситуации бизнес симуляция дает прекрасный эффект. Если мы учитываем при разработке, что уже знают участники и используем это, получаем среду, в которой внутренняя мотивация на использования этих инструментов многократно увеличивается. Также сотрудники отрабатывают алгоритмы в различных практический кейсах и им гораздо проще и легче перенести это в ежедневную деятельность.

Как игры помогают бизнесу?

Например, игра «Тауэрский мост». Она рассчитана на сотрудников, которые уже знакомы с инструментами, необходимыми для управления проектами. Симуляция помогает в игровой среде применить уже имеющиеся знания и опыт, понять, как, на самом деле, работают инструменты, где раньше допускали ошибки и исправить их.

Это метод поможет вам и с теми сотрудниками, которые еще не проходили тренингов по нужной тематике – просто для них в бизнес симуляцию включаются теоретические блоки. И в этом случае симуляция становится для них и проблематизирующей, и обучающей, и закрепляющей, и мотивирующей.

Симуляцию с теоретическими блоками мы разрабатывали для одной из крупнейших телекоммуникационных компаний. Необходимо было разработать игру для развития навыков в области управления продажами. Важно было научить прогнозировать продажи и управлять отделом продаж в соответствие с особенностями компании.

В итоге у нас получилась 2-х дневная игра, состоящая из 4-х раундов, между которыми мы включали теоретические блоки.

Вам нужно оценить сотрудникам по определенным компетенциям? И тут бизнес симуляция дает отличный результат. При этом, за счет глубокого погружения, участники выдают именно ту модель поведения, которой придерживаются в реальной жизни. Просто при разработке необходимо учитывать, что именно оценка – ключевая цель.

Также бизнес симуляция позволяет заложить нужную вам модель поведения в определенных ситуациях. Данный эффект достигается за счет практически мгновенной системы поощрений и наказаний. Игровая среда очень быстро дает обратную связь участникам. Если все было выполнено так, как нужно, команда получает очки/балы/деньги, если отклоняется от курса – штрафуется или получает проблемную ситуацию, которую необходимо решить или получает информацию о негативной реакции рынка. Механизмов много. Таким образом, участники неосознанно принимают «правильную» модель.

Для одной компании из e-commerce, была разработана симуляция, которая закладывала правильную модель кросс функционального взаимодействия. Более того, по итогам игры был разработан Action plan, который был направлен на поддержание новой модели в ежедневной рабочей деятельности.

Если на текущий момент в компании существует проблема, которую непонятно как решать, бизнес симуляция может помочь и тут. В таком случает разрабатывается такая модель, в которой можно отработать несколько вариантов действий, посмотреть как будет реагировать среда, доработать решение и найти выход.

Другими словами, данный метод многогранен и позволяет решать большое количество задач. Главное, правильно снять запрос и разработать именно ту бизнес симуляцию, которая будет решать нужные задачи.

Основные задачи, которые решает бизнес симуляция:

  • Внедрение новых бизнес процессов с минимальным сопротивлением;
  • Поиск ошибок и путей оптимизации текущих бизнес процессов;
  • Формирование стратегического видения компании и бизнеса;
  • Адаптация к изменения в компании;
  • Поиск путей решения сложных ситуаций в компании;
  • Развитие навыков по любым необходимым компетенциям;
  • Повышение качества кросс функционального взаимодействия;
  • Внедрение корпоративной культуры и ценностей;
  • Оценка сотрудников в ситуациях максимально приближенным к реальности;
  • Командообразование в бизнес среде;
  • Изменение отношения к своей работе. «Перезапуск» мотивации на свою рабочую деятельность.

И тут, наверное, возникает вопрос – а где подвох? Не может быть, чтобы метод был абсолютно идеален. Должны быть риски, ограничения. И это верно.

Вот список ограничений:

  • Требуется высокий уровень профессионализма разработчиков в области игромоделирования; 
  • Длительность. Время разработки от 1 до 6 месяцев;
  • Высокая ответственность Заказчика. Со стороны Заказчика необходимы:
  1.  способность четко формулировать запрос, 
  2. понимание корня проблемы, 
  3. готовность вкладывать много времени в разработку – делиться необходимой информацией;
  • Стоимость продукта выше по сравнению с тренингами.

Преимущества бизнес симуляций:

  • Возможность быстрого «погружения» в бизнес-ситуацию и понимания бизнес-процессов;
  • В ходе игры участники учатся управлять как тактическими, так и стратегическими целями;
  • Бизнес симуляция это безрисковая зона — ошибки в игре не приведут к краху бизнеса. Это позволяет пробовать различные стратегии и тактики, наблюдая их последствия и делая выводы
  • В ходе игры участники самостоятельно делают выводы и получают собственный опыт, который потом гораздо проще и быстрее внедряют в рабочую действительность. Преодоление критического настроя.
  • В симуляции могут участвовать сотрудники разного уровня, что скорее обогатит игру и сделает ее более полезной;
  • Возможность получить опыт принятия решений из разных позиций, увидеть процесс с разных точек зрения;
  • Возможность системного анализа ситуации, развитие умения видеть и учитывать не одну причинно- следственную связь, а систему взаимосвязанных факторов, влияющих на результат;
  • Высокая степень свободы в развитии ситуации требует от участников комплексного использования знаний и навыков, умения быть гибкими в выборе инструментов и подходов к решению;
  • Постоянный мониторинг деятельности и схема игры «Решение — Результат — Анализ — Новое решение» позволяет демонстрировать эффект и результат возможных решений в кратчайшие сроки; 
  • Командная работа и соревновательный момент обеспечивают высокую эмоциональную включенность всех участников, обеспечивают обмен лучшими практиками.

Как видно из всего вышеперечисленного, данный метод обладает большим количеством преимуществ, а также требует качественной глубокой проработки. И тут очень важно быть готовыми к тому, что в процессе создания симуляции вам будут задавать много вопросов, запрашивать тонны информации, а потом снова вопросы и так до тех пор, пока продукт не будет готов.

И, если вы хотите качественное решение, важно:

  1. Быть максимально открытыми
  2. Оперативно откликаться на запросы
  3. Давать реальную информацию
  4. Предоставлять доступ к Бизнесу, экспертам по прорабатываемым бизнес процессам 
  5. Участвовать в пилоте симуляции, чтобы оценить ее на соответствие запросу
  6. Не жалеть времени на коммуникации

Также обращайте внимание на провайдера, который будет разрабатывать для вас симуляцию.
Важно учитывать следующее:

  1. Опыт в разработке бизнес симуляций
  2. Отзывы от клиентов, которым проводили бизнес симуляции
  3. Возможность поучаствовать в демо игр
  4. Присутствие в команде разработчиков тех, кто понимает бизнес не по книжкам
  5. Стремление к активному взаимодействию с Заказчиком при разработке
  6. Способность «слышать» клиента, искать пути решения задач с учеом специфики Заказчика.

Если же у вас нет времени на разработку симуляции с нуля, вы можете приобрести «коробочный» продукт, то есть, готовую симуляцию. И у такого решения, безусловно, есть ряд плюсов:

  1. Экономия времени;
  2. Часто цена ниже;
  3. Отпадает необходимость в предоставлении внутренней информации;
  4. Есть обратная связь по этой игре.


При этом есть и недостатки, к которым важно быть готовыми:

  1. Игра не отражает ваших реальных бизнес процессов и может быть оторвана от вашей реальности
  2. Ограниченность применения – только там, где специфика бизнес процессов вашей компании не критична
  3. Выводы по итогам нужно будет «продавать». Так как можно встретить сопротивление «А у нас так не работает»
  4. Позитивная обратная связь других компаний не гарантирует аналогичной реакции в вашей.

Чтобы минимизировать влияние этих недостатков, при выборке «коробки» важно:

  1. Искать игры со сходными бизнес процессами;
  2. Четко понимать цели и задачи, которые перед вами стоят;
  3. Поучаствовать в демо игры. Со слов очень сложно сложить картину;
  4. Получить обратную связь от компании со сходными задачами и бизнес процессами;
  5. Выбрать провайдера, который может доработать «коробку» под вашу специфику.

При грамотном выборе провайдера и продукта, вы по достоинству сможете оценить преимущества бизнес симуляции. И получить все выгоды, которые несет данный метод!

Правда, если вы захотите получить обратный эффект, у нас есть «Вредные советы»

  • Тяните время и увиливайте от общения с разработчиками
  • Скрывайте истинные причины мероприятия 
  • Ставьте противоречивые цели разработчикам
  • Используйте административный ресурс при приглашении участников
  • Экономьте на мелочах
  • Устраивайте вечером веселые командообразующие застолья 
  • Скрывайте цели игры от участников, извещайте их в последний момент
  • Вмешивайтесь в игровой процесс и “помогайте” игротехникам без согласования ролей и позиций
  • Неожиданно сокращайте время игры
  • Игнорируйте результаты и выводы по итогам игры

Что вашей команде даст разработка бизнес-симуляций?

Несмотря на достаточно высокий уровень квалификации и профессиональный опыт, многие владельцы современных компаний не знают или не осознают того, насколько перспективным и плодотворным является такое направление, как разработка и проведение бизнес-симуляций. Между тем, используя данный формат можно навсегда избавиться от таких распространенных проблем, как:

  • плохо отлаженные бизнес-процессы;
  • безынициативность руководителей
  • слабая адаптация и низкая стрессоустойчивость специалистов в команде;
  • отсутствие полноценных кросс-функциональных коммуникаций;
  • сложности при оценке персонала;
  • отсутствие у сотрудников стратегического видения;
  • слабое развитие менеджерских компетенций, навыков ведения переговоров и продаж
  • и др.

Если вы желаете избавиться от этих и многих других узких мест в своей компании, мы с радостью поможем с разработкой бизнес-симуляций и их проведением в вашей организации. 

Автор статьи: Наталья Бусарова, бизнес-тренер, руководитель направления бизнес-симуляций и деловых игр BuroAkzent

Приглашаем Вас больше узнать о бизнес симуляциях на ВЕЧЕРЕ С ЭКСПЕРТОМ  и на демоверсии игры "Рынок спичек"

Примеры готовых симуляций:

БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ. СТРОИТЕЛЬСТВО ТАУЭРСКОГО МОСТА»

НАСТОЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА «IN TIME»

WELCOME-СИМУЛЯЦИЯ «IN DEVELOPMENT»

БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ «TOP-BANK 2.0»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ГОЛЛИВУД»

БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ "NEWСITY"

БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ «РЫНОК СПИЧЕК» 

ДЕЛОВАЯ ИГРА  «ЭПОХА ПЕРЕМЕН»


Сертификаты

Все сертификаты

Благодарственные письма

письмо

Все письма

ОТЗЫВЫ
Открытый тренинг

Алексей Кубрак

Насыщенно, много практики. Для меня была полезна модель поведения модератора, которую на своем примере показал Владимир

Все отзывы

Подписка на новости

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение

Это интересно
Статьи
Все статьи
Примеры влияния эмоционального интеллекта в бизнесе Примеры влияния эмоционального интеллекта в бизнесе

Примеры из разных источников, рассказывающие, как эмоциональный интеллект влияет на результаты в бизнесе. Информация подготовлена доктором философии Ратгерского университета Кэри Чернисс специально для Консорциума по изучению влияния эмоционального интеллекта… подробнее

Идеальный тренер. Как выбрать, чтобы не прогадать Идеальный тренер. Как выбрать, чтобы не прогадать

Первое, что мы слышим от заказчиков, да и на что сами бессознательно обращаем внимание, это как тренер выглядит, как говорит и насколько он харизматичен. К слову сказать, до сих пор нет единого понимания термина «харизма», поэтому как ее объективно измерить и оценить остается загадкой подробнее

Видео
Все видео