Календарь

Демо-тренинг: советы соискателями и работодателям

Автор: Ольга Савина, FINN FLARE
  • опыт управления в L&D сфере с 2008 года
  • член жюри Всероссийского ежегодного конкурса бизнес-тренеров «Тренерское мастерство»
Ольга Савина, FINN FLARE
 
Что означает понятие эффективность? Наиболее популярное и простое: мы максимально добиваемся поставленных целей при минимуме ресурсов. Поиск работы для меня – это, прежде всего Продажа! Соответственно, для успешности использования демо-тренинга важно качественно пройти этапы: целеполагания, договоренностей о желаемых результатах, презентации и обсуждения сомнений, оценки достигнутого. Поделюсь своими наблюдениями, отталкиваясь именно от этих определений. 
 
1. ЧТО ХОТИМ, ТО И ПОЛУЧИМ!
Можно полагаться на разные функции, роли, стаж, личные характеристики тренеров. Поняла, что всему этому можно научить или воспитать. Приоритет – это установка относительно позиции бизнес-тренера в компании. Если искать быстро и не глубоко, то достаточно остановится на трех позициях – исполнитель, эксперт, лидер. В чем разница?
 
Исполнитель – классический тренер, владеет базовыми техниками, принципами, инструментами. Проводит стандартные темы: приветственный семинар, стандарты, продукт,  продажи, базовые управленские навыки. 
Эксперт разбирается в технологиях и бизнес-процессах. Хорош в ситуации изменений, частых внедрений, грамотный в области бизнеса компании. «Щелкает» рабочие ситуации, «как орешки». Наставник для участников, может показать «фишки» конкретной профессии.
Лидер – в первую очередь - это потрясающий организатор и вдохновитель. Нужен там, где много экспертов своего дела. Где есть проекты, разные команды. Требуется нацелить на новые свершения и мотивировать на планируемый успех. Есть бюджет на конференции, симуляции.
Совет работодателям: если резюме соискателя и его поведение на собеседовании не соответствует требуемой позиции, не тратьте время на демо-тренинг! 
Совет соискателю: если ситуация подбора нового бизнес-тренера не соответствует вашей позиции, помните – как бы классно вы не провели тренинг, вы все равно будете «за бортом»!
 
2. ДОГОВОРЕННОСТИ РЕШАЮТ МНОГОЕ!
Хорошая подготовка – это залог успеха. Наличие критериев оценки помогает полноценной подготовке. Когда работодатель говорит: «Мы просто хотим посмотреть, какой вы в деле», он делает большую ошибку. Оцениваться будет не тренер, а какое-то непонятное дело. Соответственно, тогда не понятно, как принимать решение. Называя критерии, мы можем увидеть, насколько серьезно тренер относится к подготовке тренингов, насколько широк его профессиональный кругозор, как он достигает поставленные задачи.
У тренера, в свою очередь, обязательно должно быть портфолио. Даже не имея опыта, подготовьте заготовки. Да, это будут самые простые, скромные наработки, но они будут «вашими» и, таким образом, удастся продемонстрировать самостоятельность и серьезность намерения развиваться в новой профессии. Опытный же тренер сможет продемонстрировать свои достижения и высокие результаты работы в других компаниях!
 
Какой нужен тренер, исходя опять же из его корпоративной позиции?
Исполнители: владение информационным полем, базовые навыки создания и проведения тренинга, умение использовать практические методы обучения.
Эксперты: знание бизнеса, фишек достижения результатов целевой учебной аудитории, презентационные навыки, стимулирование на применение новых техник.
Лидеры: умение убеждать и вести к новым целям, организовывать пространство обмена полезными наработками, навыки формирования команд.
 
На данном этапе есть еще нюанс – это атмосфера менеджмента. Если работодателю важна глубина проработки вопроса, дайте время на подготовку, определите максимум – например, неделя. Требуется оперативность решения задач? Предложите провести тренинг сразу после собеседования. 
Соискатели: не надо примеров с прошлых компаний, используйте примеры продуктов, услуг только того бизнеса, куда вы хотите устроиться! Исходя из этого и выделяйте время на подготовку. Если вы не готовы сегодня, возьмите время на подготовку. Но помните: нужна глубина рассмотрения вопроса, возьмите неделю и изучите бизнес со всех сторон. Важна оперативность ваших действий, – договоритесь о демо-тренинге на завтра и посвятите подготовке весь свой сегодняшний вечер! 
 
И снова о продажах! Перед демо-тренингом необходимо вести диалог. Работодателю открыто говорить о задачах демо-тренинга! Соискателю уточнять, задавать вопросы о всех нюансах: варианты тем, целевая аудитория темы, должности участников демо-тренинга, продолжительность, критерии оценки, особенности помещения и оборудования. 
Только после этого принимайте решение: а действительно ли этот демо-тренинг поможет вам найти стоящую работу? Так ли важен для вас этот кандидат, чтобы тратить на его тренинг свое бесценное время?
 
3. ПОКАЖИ ВСЕ, НА ЧТО СПОСОБЕН!
Самая большая ошибка при проведении демо-тренига – демонстрация своих презентационных способностей, когда 5-10 минут уходит на введение, далее красиво и зажигательно проводится лекция, а практике отводится времени столько, «сколько осталось до конца демо…». Вдохновляющие лекторы полезны только при вакансии тренера по продукту, и когда обучение проводится в больших группах (20-30 участников). 
 
Самое главное – продемонстрировать свои навыки этапа «Практикум»! Акцент на инструкции, методах отработок, обратной связи, групповой динамике, участниках!
Однако, случаются и, так сказать, неожиданные ситуации. Обычно это демо-тренинги, на которых не выполняются договоренности, принятые на собеседовании. Описываю самые популярные примеры из своего опыта. 
 
1) Работодатель не предлагает варианты тем демо-тренингов.
Полезно, если цель – оценить тематический кругозор, ориентацию на бизнес, уровень сложности выбранных техник или инструментов. Ошибка, если нужен тренер на стандартные темы и/или наиболее популярные целевые аудитории (продажи, сервис).
Совет соискателю: возьмите любимую тему (мы ведем такие темы воодушевленно); технику и инструмент, для отработки которых требуется 1-2 минуты лекции и 15-20 минут упражнения/ролевой игры (чтобы в полной мере продемонстрировать навыки тренера); полезные в бизнесе работодателя, целевой аудитории, должности участников демо. 
 
2) Работодатель собирает группу из разных отделов, должностей.
Полезно: когда пакет тем корпоративных тренингов широк, для тренера важно умение работать со сложными бизнес-процессами, в которые включены разные отделы, должности. Ошибка, если тренинги проводятся в четко выделенных целевых группах сотрудников.
Совет соискателю: проведите деловую игру, используйте методы фасилитации, активно работайте с опытом участников, выводите схемы и памятки; если взят инструмент или техника, полезная всем, задайте роли участникам на весь демо-тренинг «Представьте себе, что вы являетесь сотрудниками, которые…», контролируйте их погружение в заданную роль.
 
3) Работодатель обещал одно число участников, пришло другое.
Полезно, когда повседневная жизнь тренера связана с командировками, где встречающая сторона не всегда соблюдает договоренности о требуемых условиях проведения тренингов (причины могут быть разными, порой объективными). Ошибка, если тренер проводит обучения в стандартных аудиторных форматах.
Совет соискателю: в арсенале тренера всегда должно быть 2-3 сценария демо-тренинга, отнеситесь серьезно к этому моменту на этапе подготовки; если нет, то скажите работодателю «Условия по количеству участников изменилось, мне требуется 5-10 минут, чтобы перестроить сценарий тренинга». Используйте это время и перестройте сценарий.
 
4) Работодатель задает группе роли так называемых «сложных» участников.
Полезно, когда система обучения только внедряется в компанию; пока непонятно, с какими профилями придется столкнуться. Ошибка, если вы считаете, что так сможете оценить владение принципами и инструментами вовлечения в обучение сотрудников разных мотивационных профилей (времени демо для этого просто недостаточно)!
Совет соискателю: это самая опасная ситуация, так как изначально трудно понять, то ли я, как тренер повлиял на то, что у меня появились «сложные» участники, то ли они играют заготовленные роли. Покажите свой профессионализм работы с такими участниками, но в этом случае достаточно применить только самые быстродействующие приемы. 
 
Например, к «молчуну» обратитесь по имени, к «возражающему» присоединитесь эмоционально и задайте уточняющий вопрос, к «привлекающему внимание» обратите свою невербалику и т.д. Как правило, если участники демо продолжают вести себя в одном выбранном поведенческом направлении, то это игра. 
Тогда срочно меняем центр внимания: проводим проблематизирующее упражнение, лекцию через вывод из упражнения, тут же упражнение-отработка, в которое задействованы все участники; обратная связь не от тренера, а от участников друг другу. Причем технику важно взять, либо неоспоримо полезную, популярную для бизнеса работодателя, либо что-то неожиданное, но весьма простое.
 
5) Работодатель специально озвучил не те критерии оценки, которые применяет.
Полезно, если цель – проверить скорость переключения, спонтанность, быстроту принятия решений. Ошибка, если тренер должен соответствовать лишь базовым компетенциям (информационное поле, групповая динамика, методы обучения).
Совет соискателю: продемонстрировать максимально высокий уровень базовых принципов работы и навыков бизнес-тренера и внимательно отнести к следующему этапу (см. п.4)!
 
6) Соискатель не выполняет поставленные на собеседовании задачи. 
Например, выбрал другую тему, ориентируется на другую целевую аудиторию, приводит примеры из другого бизнеса, уже 10 минут ведет лекцию, не заканчивает демо согласно заданной продолжительности. 
Совет работодателю: остановите тренинг на время! Извинитесь, что прерываете и уточните, что происходит? В связи с чем, тренер пошел «по своему пути». Вполне возможно, не стоит тратить свое время! Если тренер, будучи соискателем, не выполнил качественно поставленные задачи, задумайтесь, он также будет работать в повседневной деятельности! Если аргументы соискателя весомые, продолжите тренинг, приняв новые условия!
 
4. А ЧТО ТАМ – ЗА ГОРИЗОНТОМ?
Наше профессиональное сообщество не такое уж и большое. И, как мне кажется, заботиться о своей репутации важно всегда. Как мы заканчиваем нашу встречу на демо-тренинге, такими нас и запомнят. Любой тренер работает для присутствующей публики, любой тренер жаждет обратной связи. Поэтому я за то, чтобы после тренинга обязательно предоставлять обратную связь.
 
Могу отметить, что раньше, еще год-два назад, обратной связи не уделяли особого внимания. Сейчас своим впечатлением делится практически каждый работодатель. И это здорово – значит, имидж и заботливое отношение к коллегам стали важным пунктом в нашей работе.
Что здесь важно? Самоанализ тренера. Эмоциональная составляющая. Соответствие критериям оценки. И конечно, взаимная благодарность.
 

Сертификаты
Благодарственные письма

письмо

ОТЗЫВЫ
Отзыв о тренинге "Личная эффективность". Отзыв Е.Недоростковой, "Акрихин"

Елена Недоросткова,

Много полезной хорошо структурированной информации и комфортная форма подачи. Огромное спасибо Марии Морозовой за высокую адаптивность к ситуации,…
Подписка на новости
БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение Зарегистрироваться

Это интересно
Статьи
Все статьи
Я бы в тренеры пошел Я бы в тренеры пошел

Бизнес-тренеры появились в нашей стране совсем недавно, но за короткое время стали востребованными на рынке. Как сократить путь в эту профессию рассказала Елена ДОЛИНА, бизнес-тренер и управляющий партнер компании BuroAkzent. подробнее

Конкурс бизнес-тренеров "Тренерское мастерство-XI": как это было Конкурс бизнес-тренеров "Тренерское мастерство-XI": как это было

Анна Мурашкина,сертифицированный бизнес-тренер и коуч, вспоминает конкурс "Тренерское мастерство" и дает советы будущим участникам профессиональных соревнований бизнес-тренеров подробнее

Видео
Все видео