Календарь

Как распознать эмоционального манипулятора?

Не так давно Facebook совместно с учеными из университета Корнелла и Калифорнийского университета запустил эксперимент, в ходе которого подверг эмоциональным испытаниям почти миллион пользователей социальной сети. Идея исследователей заключалась в корректировке контента ленты новостей, которая каждый день попадает в поле зрения пользователей. Одни люди видели только позитивные новости, другие – только негативные.

Результаты эксперимента подтвердили: пользователи Facebook, которые подверглись таким невидимым манипуляциям, заряжались соответствующей эмоцией и ретранслировали ее уже в собственных постах: те, кто видел, негатив, выражали негатив, а те, кто видел только жизнерадостные новости, радовали свое фейсбучное окружение.

А теперь представьте себе, какое влияние может оказать на вас человек, который знает «все ваши трещинки» - уязвимые места и сокровенные желания. Доктор психологии Тревис Бредберри, автор популярной книги «Эмоциональный интеллект 2.0», рекомендует способы, как «вычислить» эмоционального манипулятора среди ваших коллег и какими приемами можно защитить себя от его воздействия.

Он ставит под сомнение поступки и слова

Эмоциональному манипулятору удается всегда выходить сухими из воды. Он выкручиваются в любой невыгодной для него ситуации, говоря, что не слышал от вас никаких установок и работал над совсем другими задачами, тогда как на самом деле всё было иначе. Иногда в своей лжи манипулятор настолько искусен, что вы сомневаетесь в собственной памяти (может, вы действительно забыли дать наставления и поставить новые задачи?) и в восприятии реальности (всё, что происходит – плод только вашего воображения).

Обещать – не делать

Вы услышите от эмоционального манипулятора то, что хотели бы услышать. Но не факт, что обещанное будет выполнено. Если слова расходятся с делом, то знайте – это уже тревожный звоночек того, что вас уже мягко дергают за ниточки. Еще немного – и вы начнете сомневаться в вашем здравом смысле.

Если кто-то и виноват, то не он

Классическая примета эмоционального манипулятора – это перекладывание вины за проблемы с себя на других людей. Это у других всё неправильно, не по задачам и не по процессам, и только его усилия идеальны и приносят результат.

Я – жертва

Как часто, когда вы всe-таки возлагаете ответственность на такого человека, он демонстративно показывает, что оскорблен таким решением и, например, пишет заявление об увольнении (которым, конечно, размахивает, но на подпись не несет). Становиться в позицию жертвы выгодно: люди поддерживают обиженных. 

Эмоциональный манипулятор быстро проникает в ваш ближний круг

Цель одна – вы должны чувствовать себя ответственным за всё, что с ним происходит. Поэтому эмоциональный манипулятор стремительно пробирается через все преграды этикета и, вы не успеваете даже моргнуть, как он – ближайший ваш соратник не только в деловых, но и в личных отношениях, делясь с вами всем, что случилось в его жизни – что на завтрак ел ребенок, что снилось сегодня ночью, как он провел это лето. При этом манипулятор требует такой же искренности от вас и обижается, если вы не отвечаете взаимностью.

Эмоциональный манипулятор – это черная дыра эмоций

Весь коллектив сотрудников сразу знает, когда он не в лучшем настроении. Его негативные эмоции завихряются в черную дыру, которая засасывает всех и вся. Более того, вы еще останетесь виноватыми в том, что у него плохое настроение.

Помогая вам, он подсчитывает усилия

Тревис Бредберри объясняет, что эмоциональный манипулятор стремится, чтобы вас никогда не покидало чувство благодарности по отношению к нему. Поэтому, оказывая любую помощь эмоциональный манипулятор будет всегда как бы между делом отмечать, чего ему это стоило: и как он был вынужден оставить свои задачи ради вас, и как он рисковал, выручая вас, и вот теперь ему придется выполнять свою собственную работу (ночь не спать, выходные потерять и так далее).

Если кому-то плохо, то только ему

Вы еще смеете жаловаться? Но разве вы не видите, что ему намного хуже. Эмоциональный манипулятор всегда постарается дать вам понять, что именно вам грех сетовать на проблемы. Его проблемы – не чета вашим.

Он знает, за какие ниточки дергать

Эмоциональный манипулятор исследует и обязательно использует ваши самые уязвимые места. Не думайте, что обойдется: чтобы «уколоть» вас или, наоборот, расположить вас, он найдет, что сказать и по поводу вашего внешнего вида, вашего нового делового костюма, состояния рабочего места, опоздания на работу и т.д.

Как не стать мишенью эмоционального манипулятора

Первое, что вам понадобится – идентифицировать этого типа. И тогда, утверждает Тревис Бредберри, поступки и поведение эмоционального манипулятора станут для вас прогнозируемыми и более понятными.

Теперь вам нужно выстроить дистанцию с этим сложным человеком и ни в коем случае не пытаться переиграть манипулятора на его поле – не получится. Контролируйте эмоциональный хаос, реагируя на факты, но не на эмоции. Осознайте ваши болевые точки и держите границы на замке, когда эмоциональный манипулятор попробует их нарушить. А он обязательно попробует. Поэтому развивайте и повышайте собственную эмоциональную компетентность, учитесь распознавать и управлять эмоциями - прежде всего своими собственными. 


Сертификаты
Благодарственные письма

письмо

ОТЗЫВЫ
Бизнес-тренер "ВТБ Страхование" Екатерина Мохова о мастер-классе "Эмоциональный интеллект" Ежегодно в нашей компании проходит праздник. Это – Неделя знаний. Очень много различных интересных мероприятий проходит, но не всегда есть время их…
Подписка на новости
БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение Зарегистрироваться

Это интересно
Статьи
Все статьи
Как совершенствовать эмоциональный интеллект Как совершенствовать эмоциональный интеллект

Процесс совершенствования эмоционального интеллекта может длиться на протяжении всей жизни. Это значит, что у него нет возрастных ограничений и каких-либо методических рамок совершенствования. Как таким развитием можно управлять? подробнее

Татьяна МЕНЬШОВА: «Люди — лучший источник информации» Татьяна МЕНЬШОВА: «Люди — лучший источник информации»

В последние годы Татьяна МЕНЬШОВА занимается оценкой внутреннего сервиса в головном офисе Связь-Банка. Она рассказала, как перестать измерять «среднюю температуру по больнице» и получать точные оценки работы подразделений и отдельных сотрудников. подробнее

Видео
Все видео