Календарь

Модерация или фасилитация: что общего и в чем отличия?

Сходства этих методов организации групповых дискуссий связаны с их использованием во время различных встреч от воркшопов до крупных конференций и семинаров. Оба основаны на применении стикеров, поинтов, специальных карточек модерации, флипчартов, модерационных досок и других средств организации дискуссии. При этом ведущий должен максимально продуктивно провести обсуждение, чтобы добиться наибольшего результата.

Отличия модерации и фасилитации

Их отличия лежат в плоскости методологии и функциях организатора. Модерацию характеризует большая регламентация и структурированность. За полувековую историю ее применения широкое распространение получили только несколько техник группового взаимодействия.

Аутентичный вариант модерационной сессии предполагает выполнение следующих шагов:

  • представление присутствующих и ведущего;
  • предложение тем;
  • выбор тем;
  • организация дискуссии;
  • определение плана работы;
  • выводы и подведение итогов.

На всех этапах используются возможности модерационной доски, аккумулирующей актуальные данные в знаковой форме (таблицы, схемы, кластеры) при минимуме рисунков. Во время знакомства на доске фиксируются инициалы участника и некоторые дополнительные сведения. В процессе выбора темы любой из них предлагает варианты, по которым с помощью поинтов (специальных меток) происходит голосование. Иногда целесообразно определять тему заранее и писать на флипчарте.

Цели фасилитации

Фасилитация более вариативна, предполагает использование различных инструментов визуализации:

  • рисунки;
  • коллажи;
  • пазлы;
  • конструкторы Lego и другие.

Методы фасилитации

Одна из процедур фасилитации warm-ups (разогрев участников) проходит максимально динамично. Например, присутствующих просят изобразить олицетворяющий их символ и ожидания от общения. Затем они начинают перемещение по площадке и делятся впечатлением о своих рисунках в парах.

Фасилитация также подчиняется определенной схеме, но этот стиль управления менее регламентирован. Использование метода «Открытое пространство» позволяет выбирать предпочитаемые темы и голосовать за них «ногами». Все желающие могут подключиться к работе любой площадки, оставаясь на одной из них или посещая сразу несколько.

Роль фасилитатора сводится к направлению группы на нужный результат. В ряде случаев, когда во время встречи обозначаются особо сложные проблемы, требующие комплексного обсуждения, допускается корректировка намеченного плана. 

Выбор между фасилитацией и модерацией

Выбор между модерацией и фасилитацией определяется 4-мя ключевыми факторами:

  1. Количеством участников, вовлекаемых в дискуссию. Модерация эффективна для малых групп, фасилитация позволяет работать с достаточно большим количеством людей. 
  2. Целями и направленностью взаимодействия. Фасилитация незаменима на встрече, предполагающей обмен самыми разными и креативными мнениями по неоднозначным вопросам, требующим нахождения компромисса для принятия сложных и взвешенных решений по поводу, например, корпоративных ценностей. Технология модерации, напротив, предполагает, что обсуждение происходит последовательно по строго заданному, жесткому сценарию и всегда направлена результативное решение конкретного запроса. Например, если заказчику требуется, чтобы его сотрудники разработали планы по повышению уровня продаж, то в финале модерационной сессии такой план будет лежать на столе.  
  3. Временем, отведенным для группового обсуждения. Если модерация основывается на жестком регламенте дискуссии, а значит и жестком тайминге, то фасилитация – более свободный по времени формат работы, который подойдет, например, и для обсуждения в ходе непродолжительной утренней планерки в кабинете директора. 
  4. Уровнем организации и особенностями участников. В компаниях с авторитарным стилем управления, где доминирует бескомпромиссный формат принятия решений, а также в ряде возрастных коллективов структурированная модерация, как говорят, без «бантиков» воспринимается лучше.

BuroAkzent - одна из первых консалтинговых компаний, которая импортировала на российский рынок и адаптировала западно-европейские технологии модерации. Бизнес-тренеры компании отдают предпочтение методу модерации в проведении стратегических и аналитических сессий для заказчиков, рабочих групп и совещаний.

BuroAkzent предоставляет возможность руководителям, менеджерам проектов, HR-руководителям, бизнес-тренерам и коучам пройти обучение классическим  технологиям модерации - освоить метод модерации как для управлениия, так и в проведениия тренингов.


Сертификаты

Все сертификаты

Благодарственные письма

Все письма

ОТЗЫВЫ
Тренинг "Взаимодействие с клиентами" Получили методы, который стоит попробовать на практике. Было полезным узнать способы ухода от конфликтов и словестные приемы для работы с клиентами. …

Все отзывы

Подписка на новости

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение

Это интересно
Статьи
Все статьи
Критика разумная и не очень Критика разумная и не очень

Аристотель дельную вещь подметил: «Критики можно легко избежать, если ничего не говорить, ничего не делать и быть ничем». Увы, но эти мудрые и проверенные временем слова выступающий сталкивается с потоком критических замечаний. Для того, чтобы прокачать способность воспринимать критику смотрите наши подсказки подробнее

ПРОФЕССИЯ: БИЗНЕС-КОУЧ ПРОФЕССИЯ: БИЗНЕС-КОУЧ

В МГИМО открывается новый курс «Коучинг для бизнеса. Уровень PRO». Руководитель курса Мария МОРОЗОВА, executive и бизнес-коуч, совладелец и Генеральный директор компании BuroAkzent, рассказала о том, что такое бизнес-коучинг и какие знания требует эта профессия. подробнее

Видео
Все видео