Календарь

Управляема ли ответственность?

Руководители часто задаются вопросом: если ответственность человека – один из серьезных ресурсов в управлении, то как, собственно, определить уровень ответственности сотрудника? И как ею управлять?

Ответственность, согласно словарю Ожегова – это «необходимость и обязанность отдавать кому-либо отчет о своих действиях и поступках». То есть ответственность – это, как говорили в старину, способность держать ответ (перед кем-либо или за что-либо).

Ответственность – великое качество. Это атрибут зрелого человека, который старается предвидеть и объективно оценить последствия своих решений и действий, их нужность для общего результата, их соответствие общественным нормам и здравому смыслу. Чувство ответственности не дает расслабиться, пожалеть себя и положительно влияет на человека целеустремленного. Но ответственность – это и определенное обязательство перед окружающими и перед самим собой. Это обязательство придется неукоснительно соблюдать. Именно из-за такой высокой моральной нагрузки многие люди добиться в своей жизни чего-то важного, и чувство усталости и допущенные ошибки одерживают свою очередную победу.

Когда мы говорим об управляемости такого качества личности, как ответственность, необходимо учитывать, что это достоинство является очень серьезным побудителем к действию. Ответственность помогает, а нередко и заставляет людей решать задачи, которые перед ними поставлены. С ответственностью можно и горы свернуть – в том смысле, что можно решить задачи не только свои, но и не касающиеся человека напрямую – коллективные, общественные. Значит, управлять ответственностью своих сотрудников означает для руководителя реализацию задач и достижение целей компании за счет ресурсов других людей.

В каких случаях человек проявляет ответственность?

В каких случаях проявляется ответственность? Почему человек, не задумавшийся ранее о последствиях своих поступков, становится ответственным?

Ответственный по собственному желанию

Среди персонала компаний встречается огромное количество современных Новосельцевых. Таким, обычно, много не надо, их устраивает существующее положение вещей, свой маленький фронт работы с такой же не ахти какой зарплатой. В общем, «вялый и безынициативный работник», на которого рискованно положиться в любом начинании и ответственном деле. Но в большинстве своем, сомнительная ответственность такого сотрудника – наше заблуждение. Поэтому момент, когда вдруг такой сотрудник выступает с какой-нибудь даже скромной инициативой – бесценен для руководителя. Главное – не упустить момент и закрепить авторство за подчиненным. Если человек предложил что-то сделать, пусть он и делает. Ваша задача, как руководителя, выяснить о способах решения поставленного вопроса, сроках и других деталях. Если вас все устраивает, предложите автору предложения воплотить его в жизнь и сразу назначайте его ответственным. 

Равнение на лидера

Лидер отвечает за весь коллектив. От лидерства тяжело отказаться, даже если вам надоело или вы устали от ответственности. Коллектив воспринимает лидера как образец поведения, и любые отступления от стандартных поведенческих признаков моментально становятся заметны окружающим.

Лидером в команде становится не обязательно начальник. Им может стать и рядовой сотрудник, или неформальный лидер, чье мнение в коллективе не подлежит обсуждению из-за завоеванного авторитета и личных качеств. Не зря говорят, что «главный» говорит, куда идти, а лидер всех подбивает пойти именно в ту сторону.

Лидер должен вести коллектив только в нужном вам, как руководителю, направлении. Для управления лидером необходимо поощрять его лидерство и показывать преимущества профессионального роста за счет выполнения коллективом поставленных задач. Лидера надо вдохновлять и хвалить, тогда он и сам пойдет и людей за собой поведет.

Прислушиваться к авторитетам

Если человек, обладающий авторитетом, просит выполнить поручение, люди воспринимают его как особую степень доверия и личную просьбу. Их выделили среди остальных, нельзя упасть в грязь лицом. В этом случае нельзя сделать как-нибудь, надо сделать более, чем хорошо. Следовательно, если вы обладаете авторитетом у своих сотрудников, выполнить ваше поручение – дело чести. А чтобы человек верно оценил свои возможности и взял на себя ответственность, ставьте реальные цели.

Каких ошибок следует избегать руководителю в управлении ответственностью?

1. Не опекайте своих сотрудников по любому поводу

Распространенная ситуация – руководитель всегда рядом, всегда даст совет и исправит просчет. Сотрудники привыкают и не видят ничего страшного в неудачах. Ведь руководитель  все равно обнаружит ошибку и подскажет, как ее исправить, или самое плохое – исправит сам. Если это не несет критических финансовых потерь для вашего бизнеса, разрешайте людям неисправимо ошибаться. Они либо извлекут полезные уроки и не допустят повторения в следующий раз, либо будут искать место работы «получше». Тогда в первом вы получаете квалифицированного ответственного сотрудника, во втором - избавляетесь от безответственного бездаря. Всё в вашу пользу.

2. Правильно ставьте цель

В должностных обязанностях сотрудника всегда написано общими словами: составить клиентскую базу, проинформировать постоянных клиентов об акциях и предложениях, проявлять деликатный подход к заказчику. Хотя все это – не о цели, а о способах ее достижения. Должна быть прописана одна основная цель, за которую человек отвечает, например, продать не менее 5 автомобилей в месяц, и пара-тройка дополнительных целей. Пересмотрите свои объявления с вакансиями в вашей компании, должностные инструкции, и вам все станет понятно. 

3. Делитесь ответственностью

Как правило, руководитель ставит задачу, подчиненный её выполняет, но отвечает за результат руководитель. Поставьте задачу перед вашим сотрудником так, чтобы для него была очевидна и понятна его собственная ответственность за общий результат. Предоставьте сотруднику возможность принять самостоятельные решения о способах достижения результата. Именно результат важен для вас, а не процесс.

4. Ставьте реальные цели

Сотрудник должен видеть перед собой понятную и выполнимую по его меркам цель. Иначе ваш подчиненный сочтет ответственность непомерно высокой и откажется от работы или начнет тянуть драгоценное время, придумывая отговорки. Невыполнение даже нереальных целей очень сильно понижают самооценку, помните об этом. 

5. Перестаньте считать, что кроме вас больше некому

Приучайте сотрудников к ответственности, делегируйте ответственность. Вы заметите, как ваши сотрудники начинают действовать более добросовестно и самостоятельно, учатся принимать ответственные решения. Вы когда-нибудь болели или уезжали в отпуск? Компания не разорилась? Нет! Потому что ваши сотрудники взяли на себя ваши обязанности и заботы.

6. Учитесь добиваться принятия сотрудником ответственности

С детства нас всех без исключения воспитывают как людей честных. Ответственность за данное слово лежит на подсознательном уровне. Мы клеймим тех, кто не держит слово и воздаем почести выполняющим обещания. Во-первых, не забывайте поощрять тех сотрудников, которые что-то обещают. Они могут попробовать достичь обещанной цели. Во-вторых, помогайте людям, стимулируйте их, хвалите. В-третьих, если человек дал слово, появляется необходимое вам чувство ответственности. Не простое, а привитое поколениями. Не забывайте о поощрении тех сотрудников, которые держат слово и выполняют обещания.

К сожалению, понять точно ответственный человек или нет, можно только в случае его полного поражения. В зависимости от вариантов его поведения, можно делать выводы. Если сотрудник переживает и не отрицает своей вины, значит, понимает, что своими действиями (или бездействиями) подвел коллектив. Самое правильное поведение в случае неудачи – желание человека исправить ошибки. А вот если в неудаче обвиняют вас как руководителя, то с культивированием ответственности в таких сотрудниках вам еще работать и работать.

Поэтому если вы решили проверить своих сотрудников на ответственность, оценивайте их во время неудач. Судить об ответственности человека можно также по наличию брака, детей и даже домашних животных. У ответственного человека, как правило, счастливая большая семья и дом полная чаша.

Автор публикации: Ольга Полещук, ведущий бизнес-тренер BuroAkzent, психолог, эксперт в области управления и развития кадрового резерва


Сертификаты

Все сертификаты

Благодарственные письма

письмо

Все письма

ОТЗЫВЫ
Вечер с экспертом Марией Морозовой «Инструменты коучинга в менеджменте»

Третьякова Е.,

Все отлично, очень интересно. Отличная работа тренера.

Все отзывы

Подписка на новости

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение

Это интересно
Статьи
Все статьи
Глядя в будущее... Глядя в будущее...

Глядя в будущее… Мы все создаем этот мир: сталевары и врачи, строители и учителя…… подробнее

Светлана ЧАПАЕВА: бизнес-тренер – это вечный студент Светлана ЧАПАЕВА: бизнес-тренер – это вечный студент

Светлана ЧАПАЕВА стала финалистом общероссийского конкурса «Тренерское мастерство», который ежегодно проводит компания BuroAkzent.  В своем эссе Светлана рассказала, как она пришла в профессию и что изменилось в ее жизни после победы на конкурсе подробнее

Видео
Все видео