Стратегическая сессия
Подготовить компанию к серьезным изменениям в стратегии бизнеса – так была поставлена задача со стороны заказчика (компании, работающей на рынке E-commerce). По настоянию HR-директора в сессии должны были принимать участие не только топ-руководители, но и ключевые линейные менеджеры. Всего 25 человек.
Две предварительные встречи с Генеральным и HR руководителем, а также изучение документов, показали, что в компании имеются сложности при взаимодействии подразделений и при коммуникации “новых” и “старых” сотрудников”.
Моделируя сессию, учитывая численность участников и длительность (8 часов), мы взяли за основу алгоритм немецкой модерации – именно он гарантирует, при правильном подходе, получение ожидаемых результатов.
Учитывая количество и состав участников, над проектом работали два тренера- модератора. При подготовке вначале мы думали использовать форсайт-технологии, но отказались от них в силу близких горизонтов планирования. Зато в нашем случае стали незаменимыми фасилитационные методики “Абрис результата” и “Паруса и якоря”. Они позволили создать видение компании и проанализировать текущие преимущества и недостатки.
И Заказчик, и мы в итоге остались довольны результатом. По горячим следам, мы зафиксировали некоторые интересные наблюдения:
Ценно, когда Первое лицо задает тон вначале, обозначая важность и задачи сессии.
Без правильного посыла у большинства участников в сессии есть тенденция мыслить масштабно, без измеримости и конкретики - и это тут же снимает с них персональную ответственность.
Некоторые вещи очень диагностичны. Например, Генеральный Директор в презентации обозначила конкретные цели. А обратная связь от участников была очень общей: они услышали про коммуникации, настроенность на результат, увеличение объемов.
Про процесс работы:
Те темы, которые многих волнуют, потом никто не выбирает для проектной работы.
Всегда проще говорить не о своей зоне ответственности, а о том, что нужно делать другим подразделениями
В первый момент творческие образные технологии у некоторых участников вызывают недоумение и сопротивление, а потом открывает интересные и неожиданные моменты. За счет них можно увидеть, что в приоритете, как по-разному видят организацию ее ключевые сотрудники, что для них важно и ценно.
Включать в стратегическую сессию топ-менеджмент и среднее звено бывает полезным: топы могут услышать о тех проблемах, которые не видят «с высоты своего полета».
Например, проблему бюрократии с договорами, которую отметило большинство линейных менеджеров, никто из топов даже не озвучил.
Про работу модератора
Формулировка главного вопроса важна, потому что не позволяет участникам «слететь» с темы. Она должна приводить к конкретным ответам.
Зачастую участники используют понятия, наделяя их своим смыслом, который далеко не так очевиден, как кажется на первый взгляд.
Поэтому тренеру необходимо иметь широкий кругозор и опыт, задавать «правильные вопросы», чтобы формировать общее коммуникативное поле для участников.
Группа может выдать много однотипных карточек с актуальными темами. И среди них окажется всего одна, которая потом и соберет максимальное количество баллов при голосовании. «Не дайте себя обмануть количеством» - так говорил наш европейский коллега Владимир Лысков-Штреве.
Модерация требует гибкости в процессе проведения – от того, как работает группа и что получается после каждого «такта», инструментарий может быть скорректирован. Но это возможно только благодаря опыту модератора и понимания, что он получит в результате изменений.
Голосование «топов» и «мидлов» разными метками показывает разницу интересов к той или иной задаче. Такой эксперимент принес немало открытий команде нашего клиента.
То, что Генеральный Директор считал главной задачей для реализации стратегии, разошлось с мнением участников сессии. И даже после того, когда эта задача была включена в список для обсуждения, работать над ней захотела всего пара участников. Для первого лица - это стало серьезной обратной связью и темой для обдумывания.
В итоге сессии были сформированы идеи по ключевым задачам, которые превратились в план действий с конкретными сроками и ответственными лицами. Во многом такой результат получилось благодаря логичной схеме сессии и внимательности к процессу - как с нашей стороны, так и со стороны руководства Заказчика.
Федорова Е.
Получила представление о коучинге и возможности его использования в работе.