
У обучения, как и у всякого процесса, есть свои особенности. Путь освоения новых навыков и компетенций – совсем не прямой и последовательный, как нам хотелось бы. Реальный ход процесса обучения чему-то новому – извилистый, похожий на взрывные рывки вперед и откаты назад, взлеты и падения. Эту закономерность развития сформулировал канадский психолог, доктор Стэнфорда Альберт Бандура. Она получила название «Кривая Бандуры» и демонстрирует взаимосвязь уровней ожидания и компетентности человека.
Как реально выглядит ход обучения:
🔻В начале пути – большой энтузиазм, высокие ожидания. Кривая обучения и кривая ожидания ползут вверх.
🔻Далее новичок впервые сталкивается с трудностями роста. В начале регрессии важно не сбавлять усилий в освоении новых знаний и навыков, иначе можно откатиться к стартовому уровню.
🔻После выхода на новый уровень, ожидания по-прежнему высоки, но в то же время подопечный чувствует, что его способности и навыки на пределе или даже ухудшаются, не хватает комплексных умений. Эту ситуацию часто переживают как неудачу. На этом этапе становится важным поддерживать новичка и перевести количество знаний в качество.
🔻За плато стабильности (или плато компетентности) очередной провал. Ожидания сильно расходятся с реальностью, самооценка падает после безрезультатных проб и ошибок.
Как и в первой точке регрессии подопечный оказывается в моменте истины:
🔸или фокусируется на неудачах (я бесперспективен, обучение – напрасная трата времени и сил). И тогда откат назад и провал.
🔸или продолжает настойчиво добиваться целей обучения, держит фокус на прогрессе развития – в сравнении с самим собой в начале обучения. И тогда вершина взята.
Знание механизма «Кривой Бандуры» позволяет наставникам эффективно сопровождать своего подопечного на всем пути обучения, предвидеть и чувствовать его сомнения, переживания, вовремя сменить подход в обучении, оказать поддержку и довести до нужного результата.
Кстати, понимание этой закономерности процесса обучения - повод внести корректировки в привычные рамки испытательного срока для новичков. Испытательный срок назначают на 3 месяца, хотя реальные трудности в освоении на новом рабочем месте могут проявится и через полгода, и через год. Может, пора пересмотреть общепринятый подход?