Навыки наставничества
Задачи курса:
Участники осознают важность обучения сотрудников на рабочем месте
Участники структурируют необходимые для подчиненных знания и навыки
Участники освоят методы группового и индивидуального развития подчиненных на рабочем месте
Участники изучат правила, особенности и алгоритмы предоставления инструктажа, примера, формирования развивающего задания, обратной связи, мотивирования к развитию
Участники освоят основы коучингового подхода к развитию подчиненных
Продолжительность курса
2 дня
Содержание
Введение в тренинг
- Выявление ожиданий участников от совместной работы на тренинге
- Правила работы на тренинге
- Выявление приоритетов участников
Проблематизация и мотивирование на применение наставничества
Упражнение «Скептики и оптимисты»
- Преимущества наставничества
- Необходимость непрерывного развития
- Проблемы наставничества и ключевые принципы преодоления проблем наставничества (текучка, нехватка времени у наставника и проч)
Определение наставничества. Ключевые показатели высокоэффективного и лояльного персонала
Ключевые показатели знаний и навыков эффективного персонала
- Определение наставничества, его применение и преимущества. Цикл работы наставника:
- Определение «зоны ближайшего развития»
- Постановка целей развития
- Планирование развития
- Вовлечение в процесс развития
- Контроль и подведение итогов»
- Основы андрагогики, Знания, умения и навыки в работе подчиненных.
- Пирамида компетенции. Таксономия Блюма: формирование знаний, навыков и ценностных установок
- От бессознательной некомпетентности к сознательной и бессознательной компетентности
- Ресурсы и препятствия для развития»
- Использование наставничества на рабочем месте – что должен знать, уметь и во что должен верить сотрудник подразделения продаж и сервиса, чтобы быть эффективным»
Контекст наставничества
- Инструменты наставника – директивный и недирективный подход к наставничеству, методы индивидуального и группового наставничества»
- Методы наставничества – инструктаж, групповой коучинг, индивидуальный коучинг, инструктирование, личный пример, формирование развивающего задания, обратная связь. Участники учатся определять, к какому инструменту наставничества прибегает герой видеофрагмента, под руководством тренера проводится обсуждение одного из предложенных на рассмотрение методов.
- Принципиальные основы наставничества - эмоциональная компетентность в наставничестве: само-осознанность, понимание других, управление собой и другими. Эмпатия. контекст наставничества: установление контакта, активное слушание
Индивидуальный директивный подход к наставничеству
Инструктирование
- Цикл обучения новым знаниям: расскажи, покажи, посмотри.
- Навыки эффективного инструктирования и критерии понятно, просто, выполнимо
Личный пример
- Способы демонстрации личного примера, контексты, в которых необходим подход «обучение примером»
- Определение специфики «личного примера» как инструмента наставника
Формирование развивающего задания
- Виды развивающих заданий в подразделениях продаж и сервиса
- Разбор «лучших практик» в международном пространстве – развивающие задания в компаниях сферы услуг, знакомство с лучшими практиками Toyota, Google, Disney
Обратная связь как инструмент работы наставника
- Обратная связь как ресурс в преодолении сложностей и неудач
- Стратегия Обратной Связи против стратегии Поражения
- Развитие у сотрудников осознания связи между результатами, их поведением, и действиями
- Ключевая идея для обратной связи
- Алгоритм выдачи обратной связи
- Правила конструктивной обратной связи
- Основа для выдачи обратной связи – стандарт компании
Групповой недирективный подход к наставничеству
Групповой подход к наставничеству
- Групповой подход к наставничеству. Как можно развивать сотрудников в группе
Проведение «летучек»
- «Летучки» как форма непрерывного развития подчиненных
- Особенности проведения «летучек»
- Примеры содержания «летучек» на опыте крупных российских компаний – Сбербанк, Ашан, РосАтом
- Возможные сценарии «летучек»
Перекрестное обучение
- Перекрестное обучение сотрудников как форма взаимного развития сотрудников подразделения.
- Перекрестное обучения для развития навыков и для передачи знаний.
- Как искать «бест-практис» в подразделении.
- Особенности перекрёстного обучения и необходимость контроля результатов и качества»
Групповое мини-консультирование
- Мини-лекция «Типовые ошибки сотрудников»
- Особенности проведения группового мини-консультирования
Коучинг (опционально, в зависимости от уровня навыков целевой аудитории)
Философия коучинга. Определение Коучинга
- Философия коучинга как фундамент и один из основных элементов метода.
- Отличия коучинга от других инструментов развития сотрудников (наставничество, тренинг, консультирование и т.д.).
- Процесс в коучинге: Осознанность – Выбор – Ответственность.
- Пять принципов коучингового подхода. «Позиция коуча» как особый фокус внимания. Пример - стандарты управления Хоум Кредит Банк: Менеджер – наставник, Менеджер – Человек, Менеджер – коммуникатор
Основные инструменты коуча
- Три этапа коучинговой сессии:
- формулирование и изучение желаемого результата
- поиск идей и ресурсов
- планирование первых шагов
- Открытые вопросы в коучинговом диалоге (используем инструменты эффективной коммуникации). Иерархия и структура вопросов»
Цикл работы наставника
Способы определения «зоны ближайшего развития», определение целей развития, планирование развития
- Использование чек-листа знаний и навыков сотрудников, созданный в первый день при обсуждении специфики наставника
- Директивный и недирективный подход к определению целей и задач развития.
- Требования к плану профессионального развития
- Создание плана профессионального развития – когда, где и как использовать изученные техники наставничества
Создание условий для вовлечения сотрудников в процесс непрерывного развития (опционально, в зависимости от уровня развития навыков участников и скорости обучения)
- Как переложить ответственность за развитие на подчиненного
- Навыки мотивирования к развитию
- Системный контроль над прогрессом и подведение итогов реализации плана профессионального развития
- Где, как и когда я буду контролировать развитие своего подчиненного
Особенности адаптации нового сотрудника (опционально, в зависимости от уровня развития навыков участников и скорости обучения, приоритетов в обучении, расставленных Заказчиком)
- Особенности трудовой адаптации (Организационная адаптация, Профессиональная адаптация, Социально-психологическая адаптация, Психофизиологическая адаптация).
- Порядок и формы профессиональной адаптации
- Построение процедуры адаптации
Интеграция
Подведение итогов, построение плана действий
- Участники формируют стратегию внедрения наставничества на своем рабочем месте.
- Участники делятся своими впечатлениями от занятия
- Тренер завершает обучение
Елена Феськив
Легко, интересно, структурировано, наглядно и очень полезно. Очень полезны демо-сессии с коллегами