Компания BuroAkzent провела исследование, посвященное карьере бизнес-тренеров: штатных (внутренних тренеров компаний) и тренеров-фрилансеров. Его результаты помогают определить приоритеты тренерской работы, критерии выбора тренера, а также «секреты» успеха карьеры как внутренних, так и внешних специалистов.
На фестивале "ПиР - 2016" итоги этого исследования представила директор BuroAkzent, председатель оргкомитета Всероссийского ежегодного конкурса "Тренерское мастерство" Елена Долина.
Всего в исследовании приняли участие около 160 человек. Практически равные доли составили бизнес-тренеры-фрилансеры (64 человека) и внутренние тренеры (65 человек). Остальные участники анкетирования (30 человек) представились специалистами HR и T&D.
Качества бизнес-тренера и успех
Среди ключевых характеристик, способствующих успеху штатного бизнес-тренера, респонденты отметили методологические умения, умение работать с запросом и (с небольшим отрывом) умение работать на результат.
Для тренера-фрилансера важными для карьеры оказались: умение работать с запросом, харизма и узнаваемость (личный PR). Любопытно, что для внутреннего специалиста акцент смещен на профессиональные умения и знания, а для приглашенного бизнес-тренера ключевыми стали внешние факторы, не всегда имеющие прямую корреляцию с качеством его работы.
Отметим, что такие качества бизнес-тренера, как ораторское мастерство, стрессоустойчивость, креативность и другие варианты, предложенные в анкете, не вошли в число ключевых ни для внешних, ни для внутренних тренеров.
Критерии отбора
Критерии выбора внешнего и внутреннего тренеров также различаются. Для внешнего тренера наиболее важными стали устные рекомендации заказчиков и удачная демо-версия. Для выбора внутреннего тренера определяющим фактором названа только удачная демоверсия. Среди предложенных вариантов были: наличие книг и публикаций; убедительное поведение на переговорах; благодарственные письма.
На вопрос о том, кого участники исследования считают более профессиональным, большинство (67%) ответили, что это тренер-фрилансер.
Кто и за чем идет?
Отвечая на вопрос о причинах выбора карьеры фрилансера, 62% респондентов выбрали вариант «больше свободы». 30% посчитали, что внешний тренер может больше зарабатывать.
Гендерный аспект
Один из пунктов анкетирования был посвящен гендерному вопросу. Большинство участников убеждены, что у мужчин и женщин равные шансы на успешную тренерскую карьеру. Однако 30% респондентов, говоря о работе внутри компании, предпочитают женщину-тренера. А 45% считают, что лучший бизнес-тренер-фрилансер – мужчина.
Мы все учились понемногу
Среди других важных качеств внутреннего и внешнего бизнес-тренеров значимых пересечений не выявлено. Для штатного тренера важными оказались: знание бизнес-процессов компании, вовлеченность в деятельность компании, постоянное повышение квалификации. Для фрилансера на первое место вышло постоянное повышение квалификации (84%), затем – участие в профессиональных сообществах и выступление на конференциях. Это подчеркивает серьезную роль самообразования для карьеры внештатного специалиста.
Как измерить результативность работы бизнес-тренера?
Над этим вопросом часто размышляют специалисты T&D. Респонденты назвали три общих критерия для внутренних и внешних бизнес-тренеров: реальные изменения в работе участников тренингов, удовлетворенность заказчика обучения и положительные эмоции участников тренинга. Хотя, конечно, цель заказчика может быть достигнута и при отсутствии исключительно положительных эмоций у участников.
Возрастные предпочтения
Интересными оказались мнения опрошенных о наиболее востребованном возрасте бизнес-тренера. Для штатного специалиста диапазон оказался достаточно широким: от 20 до 40 лет. Для внештатного – 30-40 лет. Любопытно, что специалисты старше 50 лет не были выбраны предпочтительными ни для одной позиции. Это закономерно вызывает вопрос: каким должен быть бизнес-тренер, чтобы оставаться востребованным и в этом возрасте? И возможна ли такая востребованность в принципе?
Кандидатский минимум
При определении важности знаний респонденты дали схожие ответы, однако приоритетность для внутренних и внешних тренеров различается. Штатный бизнес-тренер прежде всего должен знать: процедуры внедрения обучения в практику, цели и бизнес-задачи компании (подразделения, участников) и методики работы с запросом. Фрилансер должен знать: методики работы с запросом, разнообразные форматы работы с группой, а также цели и бизнес-задачи компании.
Повышение квалификации бизнес-тренеров
В качестве образовательного минимума для внутреннего тренера большинство участников считают достаточным базовое тренерское образование. Вторым по значимости идут программы повышения квалификации бизнес-тренеров, третьим – бизнес-образование. Для фрилансера программы повышения тренерской квалификации оказались самыми важными. Также актуальным (помимо тренерского) признано наличие бизнес-образования. Таким образом, к внешнему тренеру предъявляются более строгие и объемные требования, включая глубокое понимание бизнеса в целом.
Мнения о важности участия в профессиональных конкурсах для штатного тренера разделились: лишь 45% посчитали это значимым. Однако для карьеры тренера-фрилансера это оказалось критичным – 73% участников высказались за участие в конкурсах бизнес-тренеров.
На заключительный вопрос анкетирования – «Кем труднее работать?» – большинство участников (79%) ответили, что фрилансером.
Надеемся, что результаты данного исследования будут полезны всем участникам T&D-сферы: внутренним и внешним тренерам, HR-специалистам, сотрудникам тренинговых компаний.
Поскольку постоянное развитие навыков — ключевой фактор успеха для тренера любого формата, рекомендуем обратить внимание на программу тренинга BuroAkzent "Тренерское мастерство. Интенсив", направленную на комплексное повышение квалификации.