Как работать со сложными участниками тренинга?

Опубликовано: 25 октября 2025
Сохранять спокойствие: работа со сложными участниками во время конфликта на тренинге

Практически любой бизнес-тренинг, программу корпоративного обучения или деловую игру могут омрачить сложные в поведении участники. Их действия способны нарушить динамику группы и помешать достижению учебных целей. Кто эти люди и как эффективно взаимодействовать с ними? Разберемся в этом вопросе.

Почему участники ведут себя «сложно»?

Прежде чем давать оценку, задайте себе ключевой вопрос: почему поведение участника стало именно таким? Всегда ли он «трудный» или причина в текущей ситуации? Часто проблема вызвана одним из четырех факторов:

  1. Рабочий контекст: стаж, уровень экспертизы, карьерные цели, отношения в коллективе, лояльность компании.
  2. Личная ситуация: возрастные периоды и кризисы, самочувствие, уверенность в себе, личная мотивация к обучению.
  3. Процесс обучения: темп, время, формат и сложность программы, соответствие целей обучения ожиданиям участника.
  4. Личность тренера: стиль общения, уровень подготовки, авторитетность, выбранная роль (эксперт, модератор, партнер).

Профилактика сложного поведения: подготовка и настройка группы

Лучшая стратегия — не бороться с последствиями, а предотвращать их.

1. Тщательная подготовка. До тренинга обязательно соберите информацию об участниках через анкеты или интервью с руководителями. Это поможет понять:

  • Уровень мотивации и ожидания.
  • Опыт обучения и уровень экспертизы.
  • Внутригрупповые отношения и корпоративную культуру.

2. Создание безопасной среды. В начале работы важно познакомить участников, настроить доброжелательную атмосферу, помочь менее активным членам группы и мягко разрешать конфликты.

3. Установление правил. Согласуйте с группой общие правила работы: не перебивать, пользоваться гаджетами только в перерывах, соблюдать тайминг. Это создает понятные «правила игры».

4. Позиция «взрослый — взрослый». Держитесь на равных с участниками. Вы не учитель, а модератор и фасилитатор процесса. Будьте нейтральны, не настаивайте на своей абсолютной правоте.

Типология сложных участников и стратегии работы

Условно «трудных» участников можно разделить на несколько типов.

  • «Всезнайки». Участники, которых постоянно направляют на тренинги по схожим темам. Они не видят в обучении новой ценности. Решение: Давать им меньше теории и больше сложной практики, привлекать в качестве помощников, просить делиться опытом.
  • «Скептики». Те, кто не понимает, зачем им это нужно, и занимают оборонительную позицию. Часто это опытные сотрудники, не привыкшие к интерактивным форматам обучения. Решение: Четко связать содержание тренинга с их практическими задачами, просить приводить примеры из их работы, мягко парировать возражения фактами.
  • «Молчуны». Зажатые участники, которые боятся ошибки, или «упрятанные» в гаджеты. Решение: Давать им время на обдумывание, задавать простые и конкретные вопросы, создавать ситуацию успеха в малых группах.

Учет стилей обучения

Помните, что у людей разные потребности в обучении, что влияет на их поведение:

  • Активисты тянут руку, чтобы действовать.
  • Теоретики задают много уточняющих вопросов.
  • Прагматики спрашивают, как применить знания на практике.
  • Мыслители молчат в процессе, но выдают глубокие результаты на выходе.

Задача тренера — гибко реагировать на эти запросы, показывая каждому типy практическую полезность программы бизнес-тренинга.

Что делать, если проблема уже возникла? Чек-лист для бизнес-тренера

Если участник мешает работе, проанализируйте свои действия:

  • Были ли инструкции к заданиям четкими и понятными?
  • Соответствовали ли содержание и формат ожиданиям группы?
  • Соблюдался ли график и были ли удобны перерывы?
  • Достаточно ли вы владеете темой и методикой?
  • Смогли ли вы установить контакт и завоевать авторитет?
  • Создали ли вы атмосферу психологической безопасности и комфорта?

Алгоритм действий в момент конфликта

  1. Апеллируйте к правилам. Вежливо напомните о договоренностях, принятых в начале.
  2. Используйте технику регламента. «Спасибо, Иван, у вас есть 2 минуты на вопрос».
  3. Давайте специальные роли. Назначьте сложного участника «хранителем времени» или «экспертом по результатам».
  4. Вовлекайте через вопросы. Спрашивайте совета, просите предложить альтернативу (правило «критикуешь — предлагай»).

Мы в BuroAkzent уверены, что применение этих приемов поможет вам проводить бизнес-тренинги еще более эффективно и получать удовольствие от работы с любой аудиторией.

Aнонсы

Следите за последними новостями, мероприятиями и событиями BuroAkzent