Практически любой бизнес-тренинг, программу корпоративного обучения или деловую игру могут омрачить сложные в поведении участники. Их действия способны нарушить динамику группы и помешать достижению учебных целей. Кто эти люди и как эффективно взаимодействовать с ними? Разберемся в этом вопросе.
Почему участники ведут себя «сложно»?
Прежде чем давать оценку, задайте себе ключевой вопрос: почему поведение участника стало именно таким? Всегда ли он «трудный» или причина в текущей ситуации? Часто проблема вызвана одним из четырех факторов:
- Рабочий контекст: стаж, уровень экспертизы, карьерные цели, отношения в коллективе, лояльность компании.
- Личная ситуация: возрастные периоды и кризисы, самочувствие, уверенность в себе, личная мотивация к обучению.
- Процесс обучения: темп, время, формат и сложность программы, соответствие целей обучения ожиданиям участника.
- Личность тренера: стиль общения, уровень подготовки, авторитетность, выбранная роль (эксперт, модератор, партнер).
Профилактика сложного поведения: подготовка и настройка группы
Лучшая стратегия — не бороться с последствиями, а предотвращать их.
1. Тщательная подготовка. До тренинга обязательно соберите информацию об участниках через анкеты или интервью с руководителями. Это поможет понять:
- Уровень мотивации и ожидания.
- Опыт обучения и уровень экспертизы.
- Внутригрупповые отношения и корпоративную культуру.
2. Создание безопасной среды. В начале работы важно познакомить участников, настроить доброжелательную атмосферу, помочь менее активным членам группы и мягко разрешать конфликты.
3. Установление правил. Согласуйте с группой общие правила работы: не перебивать, пользоваться гаджетами только в перерывах, соблюдать тайминг. Это создает понятные «правила игры».
4. Позиция «взрослый — взрослый». Держитесь на равных с участниками. Вы не учитель, а модератор и фасилитатор процесса. Будьте нейтральны, не настаивайте на своей абсолютной правоте.
Типология сложных участников и стратегии работы
Условно «трудных» участников можно разделить на несколько типов.
- «Всезнайки». Участники, которых постоянно направляют на тренинги по схожим темам. Они не видят в обучении новой ценности. Решение: Давать им меньше теории и больше сложной практики, привлекать в качестве помощников, просить делиться опытом.
- «Скептики». Те, кто не понимает, зачем им это нужно, и занимают оборонительную позицию. Часто это опытные сотрудники, не привыкшие к интерактивным форматам обучения. Решение: Четко связать содержание тренинга с их практическими задачами, просить приводить примеры из их работы, мягко парировать возражения фактами.
- «Молчуны». Зажатые участники, которые боятся ошибки, или «упрятанные» в гаджеты. Решение: Давать им время на обдумывание, задавать простые и конкретные вопросы, создавать ситуацию успеха в малых группах.
Учет стилей обучения
Помните, что у людей разные потребности в обучении, что влияет на их поведение:
- Активисты тянут руку, чтобы действовать.
- Теоретики задают много уточняющих вопросов.
- Прагматики спрашивают, как применить знания на практике.
- Мыслители молчат в процессе, но выдают глубокие результаты на выходе.
Задача тренера — гибко реагировать на эти запросы, показывая каждому типy практическую полезность программы бизнес-тренинга.
Что делать, если проблема уже возникла? Чек-лист для бизнес-тренера
Если участник мешает работе, проанализируйте свои действия:
- Были ли инструкции к заданиям четкими и понятными?
- Соответствовали ли содержание и формат ожиданиям группы?
- Соблюдался ли график и были ли удобны перерывы?
- Достаточно ли вы владеете темой и методикой?
- Смогли ли вы установить контакт и завоевать авторитет?
- Создали ли вы атмосферу психологической безопасности и комфорта?
Алгоритм действий в момент конфликта
- Апеллируйте к правилам. Вежливо напомните о договоренностях, принятых в начале.
- Используйте технику регламента. «Спасибо, Иван, у вас есть 2 минуты на вопрос».
- Давайте специальные роли. Назначьте сложного участника «хранителем времени» или «экспертом по результатам».
- Вовлекайте через вопросы. Спрашивайте совета, просите предложить альтернативу (правило «критикуешь — предлагай»).
Мы в BuroAkzent уверены, что применение этих приемов поможет вам проводить бизнес-тренинги еще более эффективно и получать удовольствие от работы с любой аудиторией.