Что важно при обучении топ-менеджеров: как и чему их учить

Опубликовано: 1 марта 2015
Топ-менеджер в офисе изучает документы

Эффективность обучения топ-менеджеров определяется его гармоничным включением в общую систему управления и развития персонала. Хотя руководители высшего звена часто проявляют инициативу в обучении ("Я хочу посетить этот тренинг..." или "Нужно отправить N. на обучение..."), важно понимать: реальную пользу приносит только системный подход, согласованный со стратегией компании.

Обучение как система

Уровень развития бизнеса напрямую зависит от квалификации сотрудников. Всего 20-25 лет назад бизнес-тренинги в России были редкостью, а найти профессиональных тренеров было сложно. Сегодня рынок предлагает множество программ, но ключевая задача - выбрать именно то, что нужно вашей организации.

Главный принцип

Топ-менеджеры - это "энергетический центр" компании, преобразующий стратегию в конкретные действия. Поэтому определение направлений их обучения должно согласовываться с владельцами бизнеса. Без этого повышается риск неэффективных инвестиций в развитие, а также вероятность, что руководитель, переросший свою должность, уйдет в другую компанию.

Методика оценки потребностей в обучении

Этап 1. Определение ключевых компетенций

Идеальный топ-менеджер должен обладать 10-12 профессиональными навыками. Важно:

  1. Действовать оперативно - откладывание решений снижает их эффективность
  2. Вносить коррективы своевременно

Пример модели компетенций:

Навык
Важность (1-10)
Стратегическое планирование
10
Обратная связь
7,5
Контроль исполнения
10
Делегирование
8
Проведение собраний
5


Этап 2. Разработка оценочных инструментов

HR-специалисты разрабатывают кейсы, тесты и вопросы для оценки навыков, используя:

  • Профессиональную литературу
  • Опыт консалтинговых компаний
  • Внутренние ресурсы

Этап 3. Проведение оценки

Топ-менеджеры проходят тестирование, результаты заносятся в таблицу:

Навык
Важность
Оценка
Разница
Стратегическое планирование
10
9
1
Обратная связь
7,5
5
2,5
Контроль исполнения
10
7
3


Этап 4. Анализ результатов

Разница между важностью и оценкой показывает приоритеты в обучении:

  • Разница 1-1,5 балла - незначительна
  • Разница >2 балла - требует внимания
  • Отрицательная разница - навык превышает потребности компании

Важно: Развитие одного ключевого навыка часто улучшает связанные с ним компетенции.

Личностные качества

Аналогичная методика применяется для оценки личностных характеристик:

Качество
Важность
Оценка
Разница
Ответственность
10
8
2
Стрессоустойчивость
8,5
7
1,5


Планирование обучения

На основе анализа выбирают 2-3 приоритетных направления развития. Важно учитывать:

  1. Бизнес-интересы компании
  2. Личные пожелания топ-менеджеров (для мотивации)
  3. Баланс между обязательным и дополнительным обучением

Ключевой вывод:

Эффективность обучения измеряется не количеством пройденных тренингов, а тем, как полученные навыки применяются в практике управления компанией.

Для разработки индивидуальной программы обучения топ-менеджеров вашей компании обращайтесь в BuroAkzent. Мы поможем создать систему развития руководителей, которая принесет measurable business results.

Aнонсы

Следите за последними новостями, мероприятиями и событиями BuroAkzent