
Игровые подходы в обучении и развитии персонала и организаций прочно входят в повседневную практику. И дело тут уже не ограничивается «веревочными» курсами, когда участники бегают по лесу и лазают по деревьям, дружно преодолевая кажущиеся непреодолимыми препятствия с целью сплочения команды. Трендом сегодняшнего дня является использование игровых форматов в серьезных бизнес-мероприятиях – стратегических сессиях, конференциях, тренингах, деловых совещаниях и переговорах. К игровым форматам можно отчасти отнести и метод «Прототипирование» (Prototyping).
Что такое прототипирование в стратегической сессии?
Как выглядит прототипирование? Ведущий сессии (модератор, фасилитатор, тренер) задает участникам вопрос и предлагает в качестве ответа построить модель из подручного материала. Примеры вопросов для прототипирования: «Постройте модель, которая показывает текущее рыночное положение Вашей компании», «Как Вы видите сегодня работу Вашего отдела в компании?», «Как происходит процесс обслуживания клиентов?», «Каким образом взаимодействует HR с бизнесом?», «Как Вы представляете себе Вашу команду и ее сильные стороны?». Участники работают за столами в командах, но на этом этапе каждый строит свою индивидуальную модель из самостоятельно выбранных материалов. Затем каждый участник рассказывает о своем замысле другим участникам команды.
Следующим этапом является построение коллективной модели команды, объединяющей замыслы всех ее участников, а затем — подробное обсуждение созданного прототипа. Обсуждение ведется по специально продуманному сценарию, который может охватывать вопросы: Что представляет собой модель? Что нам нравится в ней? Что смущает? Какие аспекты модели хочется развивать дальше? Что в ней препятствует развитию? Сценарий обсуждения задается ведущим исходя из целей и тематики сессии.
Совместное создание прототипа
Совместное создание прототипа и его обсуждение позволяет участникам сформировать единое понятийное поле и прийти к общему пониманию обсуждаемой темы или проблемы. А ведь именно достижение единого понимания всеми участниками является одним из краеугольных камней большинства дискуссий. Кому-то не хватает слов, чтобы выразить мысли, кто-то не внимателен к коллегам, а кто-то устал от многочисленных стратегических сессий и мозговых штурмов. Метод прототипирования позволяет не только внести разнообразие и задействовать творческое начало участников. Этот метод – незаменимый помощник, когда слова недостаточны или не могут отразить все нюансы бизнес-ситуации. Ведь многие вещи мы понимаем не только умом, на уровне слов, но и на уровне ощущений, интуиции, чувств. Работа с прототипом позволяет «вытащить» наружу то, что участникам трудно сформулировать словами.
Заключительным этапом прототипирования может быть внесение изменений в созданный прототип с целью приблизить его к идеалу будущего. «Какой мы видим нашу компанию в будущем?», «Как выглядит эффективное взаимодействие между подразделениями?», «Как Вы представляете идеальную работу нашей команды?», «Как выглядит наилучший сервис для наших клиентов?» Прототипирование помогает сформировать образ желаемого будущего, видение цели компании.
Работа с образом желаемого будущего – неотъемлемый этап стратегической сессии, и на нем применяются разные методы фасилитации. В чем преимущества именно прототипирования? Во-первых, оно активизирует творческие способности и креативность участников, способствуя рождению интересных, прорывных бизнес-идей. Исследования показывают, что мелкая моторика стимулирует мозговую деятельность. Создавая прототипы, участники активизируют мышление и способны генерировать нестандартные идеи. Во-вторых, прототипирование вызывает высокую эмоциональную вовлеченность (вспомните, с каким удовольствием в детстве мы строили домики из кубиков?). Работа с ярким материалом вызывает у взрослых естественный азарт! Эта вовлеченность формирует приверженность участников тому будущему, которое выражено прототипом. Для бизнеса это означает: более легкое внедрение целей, меньшее сопротивление, больше сотрудничества.
Из чего создаются прототипы?
Материалы для прототипов могут быть самыми разными! В ход идут детали Lego, детские игрушки, картинки, цветные веревочки, мелкие предметы (канцелярские принадлежности). Чем разнообразнее детали, тем лучше. Важно обеспечить материал разного цвета, формы и фактур. Существует подход Lego Serious Play, использующий исключительно детали «Лего».
Метод прототипирования (Prototyping) пришел из международной практики (его основы предложил Отто Шармер, автор «Теории U»), но успешно применяется в российских компаниях. Он универсален и не зависит от культурной или деловой специфики.
Примеры тем для прототипирования на бизнес-сессиях:
- Стратегическое развитие компании;
- Управление изменениями;
- Кросс-функциональное взаимодействие;
- Определение ценностей компании/команды;
- Управление продажами и сервисом;
- Построение системы обучения;
- Управление проектами;
- Управление организационной культурой.
Итак, прототипирование – эффективный игровой формат для вовлечения сотрудников в анализ ситуации, определение будущего и выработку решений. Метафоры и наглядный материал способствуют эмоциональной вовлеченности, раскрепощению, креативности. При этом, прототипирование – не просто игра. После создания моделей обязательно происходит их соотнесение с реальностью. Участники формируют план действий, стратегические мероприятия или проекты на основе результатов игры.
Хотите внедрить метод прототипирования в вашу следующую стратегическую сессию? Специалисты BuroAkzent помогут разработать и провести эффективную сессию с использованием этого мощного инструмента.