Театр компетенций: тренер как продюсер, сценарист, режиссер, актер
Именно сейчас, когда бизнесу так необходима квалифицированная поддержка и качественные тренинговые программы, назрела необходимость в развитии и подготовке компетентных тренеров и HR-специалистов.
И в то же время, ни для кого не секрет, что сегодня рынок тренинговых услуг испытывает колоссальный дефицит квалифицированных профессионалов. Многие тренеры и фрилансеры готовы работать «по чужой раздатке», предлагая клиенту тренинговые программы «второго сорта», под которыми мы понимаем более или менее удачный плагиат кем-то когда-то созданных программ обучения. Многие HR-специалисты крайне смутно понимают, как правильно поставить задачу для разработки программы обучения, как выбрать оптимальную программу обучения, как проверить тренерские компетенции. Налицо явный недостаток методической подготовки как тренеров, так и HR-специалистов. Приемы ораторского мастерства – слишком бедный субстрат для качественного обучения.
Программа «Театр компетенций: тренер как продюсер, сценарист, режиссер, актер» направлена на развитие тренеров-методологов, способных успешно реализовать следующие задачи.
Роль продюсера позволяет тренеру ответить на следующие вопросы:
- как собрать необходимую информацию и определить истинные бизнес-потребности, нужные как участникам предстоящего обучения, так и компании в целом;
- как результативно провести встречу с заказчиком обучения – внутренним HR-специалистом, представителем бизнес-подразделения или ТОП-менеджером;
- как управлять информацией для определения результатов обучения.
Роль сценариста позволяет решить следующие задачи:
- как подобрать оптимальное содержание программы тренинга, подходящее под конкретный запрос бизнеса;
- как разработать методологию обучения, точно подходящую для данной целевой аудитории;
- как разработать авторские тренинговые программы, воплотить в жизнь несуществующие тренинговые модули и стать создателем собственных, оригинальных и эффективных программ обучения.
Роль режиссера позволяет бизнес-тренеру получить следующие возможности:
- точно и технологично управлять групповой динамикой и создавать легкую, вовлекающую атмосферу даже в непростых для тренера условиях;
- адаптировать методику обучения под особенности пришедшей на тренинг группы – учитывать потребности участников, количество и тип обучения различных участников;
- решать возникающие сложности, понимать причины появления сложного поведения участников и устранять помехи для эффективного обучения каждого пришедшего на тренинг участника.
Роль актера будет полезна тренерам, так как помогает:
- доносить не только содержание, но и смысл предлагаемой для участников теории;
- глубоко осознать и прочувствовать взаимосвязь личных ценностей и результатов работы тренера;
- черпать вдохновение из тренерства и находить источники личного роста и развития в каждой проводимой группе.
Уникальность программы развития тренеров-методологов:
- Использование уникальной методики LC Pattern. Ключевое преимущество системы LC PATTERN – СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ НАВЫКОВЫХ ТРЕНИНГОВ и единый инструментарий, достаточный для того, чтобы осветить все типовые учебные модули по различным темам, которые на сегодня предлагает рынок тренинговых услуг.
- Разработка уникальных авторских тренингов в процессе обучения.
- Предоставление каждому участнику структурированной обратной связи по чек-листам тренерских компетенций
Продолжительность программы: 6 дней обучения в формате 3+3 (два занятия по три дня)
Содержание программы обучения тренеров-методологов "Театр компетенций"
1 день обучения. МОДУЛЬ «ПРОДЮСЕР»
Работа с ожиданиями участников
Работа тренера-методиста: цикл разработки учебного занятия
Саморазвитие
Самооценка участников
Правила создания плана развития
Обсуждение планов индивидуального развития участников
Как бизнес-обучение поддерживание стратегию организации
Связь бизнес-обучения с другими HR функциями
Пути и методы поддержки стратегических задач организации действиями L&D
Пути и методы поддержки сотрудников, линейных и миддл руководителей действиями L&D
Работа участников в подгруппах, направленная на анализ средств поддержки L&D для конкретных организаций
Совместное решение кейсов «От запроса к потребностям»
Работа с L&D информацией
Значение L&D данных для оптимизации учебных процессов
Виды данных L&D, которые могут быть собраны после тренинга или тренингового проекта (стандарт Киркпатрика)
Модель Киркпатрика, ROI, Эстерби-Смит – основные аспекты и подходы к оценке эффективности учебного мероприятия
Материалы, необходимые для сбора L&D данных (анкета исследования ожиданий участников, анкета исследования запроса руководителя, анкета посттренинговой удовлетворенности, тест знаний, check list наблюдений или оценки навыков, check list подготовки к тренингу, методы сбора статистических данных и проч.)
Получение запроса на обучение
Методы коммуникации с пользователями тренинговых услуг – от встречи до мозгового штурма
Методы исследования запросов «внутреннего заказчика»
Данные, необходимые для разработки эффективного обучения
Навыки коучинга в работе с Заказчиком
Модель GROW для исследования запросов от бизнеса
Отработка навыков задавания вопросов и исследования позиции Заказчика обучения
Разработка схемы интервью с клиентами
2 день обучения. МОДУЛЬ «СЦЕНАРИСТ»
Выбор формата учебного занятия. Подбор теории
Базовые положения андрагогики
Отличительные особенности обучения взрослых. Тренер - катализатор обучения участников
Компетенции, знания, навыки и ценности
Спираль развития компетентности и Цикл Колба
Средства, методы и формы обучения взрослыхФорматы обучения – тренинги, семинары, лекции, стратегические сессии, воркшопы, бест-практисы и проч.
Подбор оптимального формата занятия для конкретной целевой аудитории
Целостность концепции и логика
Основные теоретические концепции ключевых тем бизнес – обучения
Знакомство с LC Pattern – анализ возможной структуры тренинга
Правила логики при разработке структуры тренинга
Разработка концепции тренинга
Практическая работа над идеей тренинга
Качество программы – цели и задачи тренинга
Использование техник креативного мышления в работе тренера
Практическая работа над идеей тренинга и создание ключевой инфографики
Написание анонса программы по принципу 1 программа – 1 идея
Таксономия Блюма и формулировка целей обучения
Защита целей и анонса программы
Программа и сценарий. Баланс видов обучения
Проектирование основных частей тренинга с учетом Цикла Колба и циклов групповой динамики
Работа над дизайном тренинга: построение смысловых блоков программы, направленных на развитие инструментальных компетенций
Использование MindMap для разработки тренинга
Создание MindMap тренингов в подгруппах по темам обучения
3 день обучения. МОДУЛЬ «СЦЕНАРИСТ»
Проектирование учебных модулей
Программа и сценарий. Расчет времени
Варианты практических отработок теоретических концепций – многообразие активных способов обучения и отработок, выбор оптимальных форм отработок (учет уровня подготовленности участников и формата отработки материала)
Детальное проектирование мини-лекций
Проектирование брифингов, мозговых штурмов и проч. общегрупповой деятельности
Создание/ адаптация деловых игр и практических заданий
Разработка кейсов и инструкций к деловым играм
Написание кейса – правила, приемы, изюминки кейсов и инструкций
Практика создания кейсов в подгруппах
Разработка и подготовка к модерационной активности
Проектирование возможных вариантов модерации
Подготовка материалов, управление пространством и ресурсами
Разработка учебно-методических материалов
Виды учебных материалов: учебные материалы (методические пособия - дизайн тренинга, презентация, рабочая тетрадь участника, инструкции к упражнениям, материалы для самостоятельного изучения, курсы дистанционного обучения).
Правила оформления учебных слайдов и раздаточных материалов
Флип-чарт как методическое пособие – оформление флип-чарта, рисование пиктограмм и создание ярких, понятных образов
4 день обучения. МОДУЛЬ «РЕЖИССЕР»
Классификация активных форм обучения. Контроль и организация тренингового процесса
Виды активных форм и методов обучения и их использование
«Ритуалы» в тренинге. Роль «ритуалов»
Постановка задач, наполнение смыслом. Контроль и организация
Специфика проведения различных форм обучения
Знакомство тренеров с методической базой и каталогами игр и упражнений
Инструкции к упражнениям - алгоритм объяснения задания
Инструктирование при проведении ролевых и деловых игр
Правила мониторинга и контроль выполнения задания - способы управления временем в активных формах обучения
Связь теории и практики: самостоятельная работа участников по подготовке смыслового блока
Алгоритм работы при анализе результатов упражнения
Апелляция к опыту участников в процессе общегрупповой дискуссии
Модерация групповой дискуссии
Основные принципы
Динамика группового принятия решений
Средства структурирования опыта участников
Техника чартрайтинга
Фасилитация открытой дискуссии
Альтернативы открытой дискуссии
Мозговой штурм. Виды и формы мозговых штурмов: прямой МШ, обратный МШ, World café, МШ через метафорический ряд и проч.
Инструменты управления длинными списками
Формулирование выводов: «сухой остаток» работы участников
Руководство групповой дискуссией - организация процесса осмысления происходящего участниками тренинга
Методы управления групповой дискуссией
Обратная связь
Обратная связь от тренера участникам
Принципы обратной связи
Алгоритм предоставления обратной связи
Диалогичное предоставление обратной связи в тренинге (коучинговые вопросы)
Отработка навыка предоставления обратной связи с использованием поддержки
Отработка и закрепление навыков выдачи профессиональной обратной связи в подгруппах
Ответы на вопросы
Способы и приемы ответов на вопросы участников. Компоненты развернутого ответа.
«Парковка» вопросов, не относящихся к теме смыслового блока
Техники работы с вопросами участников, ответы на которые неизвестны тренеру
5 день обучения. МОДУЛЬ «РЕЖИССЕР»
Феномен групповой динамики
Групповая динамика – основные развития группового процесса
Особенности поведения тренера на каждом этапе
Поведенческие индикаторы этапов групповой динамики
Управление группой на каждом этапе групповой динамики – практические приемы и отработка с частичным использованием видеокамеры
Роли участников тренинга
Типичные групповые роли участников тренинга
Способы выявления и оценки групповых ролей
Работа с лидерами и аутсайдерами группы
Работа с сопротивлением
Угрозы, причины и ситуации, нарушающие продуктивную атмосферу на тренинге
Навыки удержания профессиональной позиции «на равных»
Манипуляции участников, риски потерять профессиональную позицию
Эмоциональные реакции, сопротивление и возможные конфликты
Виды трудных участников группы
Виды трудных ситуаций в группах
Модели работы с трудным поведением участников
Эмпатия и открытость как универсальные «лекарства» для трудных групп и трудных участников
Приемы рефрейминга для управления сложными ситуациями обучения
Профессиональная позиция и адаптация к потребностям группы
Стили обучения по Хани и Мамфорду
Групповое поле и поле тренера
Виды групп и их специфические потребности (активисты, прагматики, теоретики и наблюдатели)
Диагностика индивидуальных предпочтений тренера
Определение потребностей групп с различными предпочтениями в стиле и манере преподнесения материала
Отработка различных стилевых решений для групп с различными потребностями – практикум участников
6 день обучения. МОДУЛЬ «АКТЕР»
Тренинг – искусство Контакта
Приемы углубления контакта с участниками
Бренд тренера – метод создания первого впечатления
Уровни взаимодействия - управление контактом на логическом, эмоциональном и глубинном уровне
Харизма тренера. Компоненты харизмы
Приемы повышения уровня экспертности
Средства повышения уровня ценностной привлекательности
Методы повышения уровня энергичности
Тренер как эксперт
Средства и приемы освоения знаний и отработка знаний
Ключевые приемы освоения теоретических концепций – приемы синтеза и анализа, навыки критического прочтения бизнес-литературы
Стори-теллинг как важнейший навык эффективного тренера
Поиск кейсов и примеров из бизнеса и личной жизни
Ценности тренера, поддерживающие обучение
Ценности – важнейший фундамент для обеспечения конструктивного Контакта
Перечень личных ценностей эффективного тренера
Каналы трансляции ценностей группе
Ценностные конфликты в процессе тренинга (Участники с противоположными тренеру ценностями)
Приемы управления ценностной дискуссией
Методы повышения энергии у тренера и у группы
Приемы тонус-менеджмента для управления личным уровнем энергии тренера
Признаки профессионального выгорания тренера
Самодиагностика – определение поглотителей энергии на физическом, эмоциональном, интеллектуальном и сущностном уровне
Средства передачи культуры высокой продуктивности в процессе проведения тренинга
Персональная обратная связь и уточнение планов индивидуального развития каждого участника
Для проведения программы обучения в корпоративном формате свяжитесь с нами по многоканальному телефону +7 (495) 212-91-70 или направьте запрос на адрес электронной почты BuroAkzent: info@buro-akzent.ru
Познакомьтесь также с программой тренинга для бизнес-тренеров BuroAkzent "Тренерское мастерство. Интенсив".
Вероника Ярных
Очень интересно, четко и конкретно. Для меня полезен сам метод и опыт