Календарь

Бизнес-симуляция для компании SELGROS Cash&Carry: от запроса до воплощения

BuroAkzent разработали и провели уникальную бизнес-симуляцию для компании Selgros Cash&Carry Россия. В мире Selgros управляет 89 торговыми центрами формата Cash&Carry, 9 из которых успешно работают в России. Реализация амбициозных замыслов невозможна без слаженной и компетентной команды, поэтому Selgros активно инвестирует в профессиональный рост своих сотрудников и использует в обучении персонала наиболее эффективные форматы обучения такие как бизнес-симуляции и деловые игры. По запросу торговой сети BuroAkzent разработали масштабную бизнес-симуляцию «Лидер ритейла» для менеджеров компании.

О бизнес-симуляции, процессе ее разработки и полученных результатах рассказал игротехник, продюсер бизнес-симуляции, эксперт в области обучения и развития Иван Шаблаков.

Иван Шаблаков

- Иван, многие компании в обучении и развитии персонала действуют по старинке, ограничиваясь традиционными форматами. А как в этом конкретном случае возникла идея создать и провести не что-либо, а бизнес-симуляцию?

- Сложилось сразу несколько факторов. Во-первых, это запрос, который заказчик сформулировал в виде конкретных целей и ключевых задач своей компании: увеличение доли корпоративных клиентов, повышение уровня сервиса и качественное изменение работы с персоналом на местах. И если чаще всего консультантам приходится иметь дело с не вполне четким техническим заданием, то в нашем случае заказчики из Selgros продемонстрировали высокий профессионализм, задав нам понятные параметры и критерии будущего обучения. Во-вторых, нашей аудиторией должны были стать руководители из торговых центров, от ежедневной работы которых и зависит успех компании. Это люди активные, деятельные, они скептически относятся к теории, не подтверждённой практикой. Это всегда требовательная к эффективности обучения аудитория, предпочитающая вовлекающие, активные, кастомизированные форматы. Поэтому применение бизнес-симуляции стало естественным, логичным решением.

- Как происходил процесс разработки симуляции, если оставить за кадром какие-то особые Ваши секреты как игротехника?

- Мы стартовали с нуля. Вернулись к переговорам с клиентом, чтобы «доснять» заказ, копнуть настолько глубоко, чтобы досконально проработать все цели и задачи и ответить на вопросы «Что игроки, руководители компании Selgros Cash&Carry Россия должны делать по-другому, после того, как они пройдут бизнес-симуляцию? Что должно измениться в их поведении? Какие навыки они должны отработать? Что должно произойти, чтобы они поняли свои зоны развития?»

Смотрите также видео 3 СЕКРЕТА УСПЕШНЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР И БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЙ.
СЕКРЕТ №1: Используйте все возможные способы применения бизнес-симуляций для обучения и развития сотрудников

Так вот, чтобы почувствовать вектор развития сотрудников и описать его в наших игротехнических терминах, было проведено несколько групповых дискуссий с участием заказчика. Мы также привлекали людей из целевой аудитории.

В результате сформировали прототип игры. Это набросок игрового решения, но по нему уже понятно, что и как будет происходить в бизнес-симуляции. Прототип мы показали коллегам из Selgros.

Бизнес-симуляция "Лидер ритейла" для Selgros

- Когда заказчик смотрит прототип, может возникнуть ситуация, что он не узнает себя, свой бизнес в этой игре?

- Такое случается, причем чаще всего в случаях, когда заказ на бизнес-симуляцию основательно не проработан или заказчик не совсем точно представляет себе формат бизнес-симуляции. Бизнес-симуляция – это не идеально воссозданная реальность. В бизнес-симуляции невозможно детально отразить бизнес со всеми его особенностями и нюансами, т.к., во-первых, это может быть не интересно игрокам, во-вторых, это может быть сложно, в-третьих, это может требовать большого времени на разработку. Но главное – за сложностью и избыточностью процессов, перенесенных в бизнес-симуляцию, можно не увидеть решения конкретной бизнес-задачи, ради чего, собственно, симуляция и разрабатывалась. В случае c Selgros прототип был идеальным: заказчик сразу принял идею бизнес-симуляции, увидел, что она подходит для решения его бизнес-задач. После согласования прототипа мы разработали математическую модель симуляции, утвердили с заказчиком параметры, которые будут отслеживаться в игровом процессе. Далее создали саму бизнес-симуляцию и провели ряд тестовых игр.

СЕКРЕТ №2 УСПЕШНЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР И БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЙ: Бизнес-симуляция - это массовый формат

- С какими неожиданными моментами или сложностями пришлось столкнуться в разработке бизнес-симуляции?

- Всегда хочется максимально кастомизировать симуляцию под заказчика. Однако, несмотря на то, что мы собрали много информации о наших игроках (возраст, пол, компетенции, стаж, карьерные перспективы) и учли эту информацию при создании ролей и формировании структуры взаимодействия между игроками, мы фактически увидели наших игроков только на игре. И подстроиться к ним по ходу игры было не очень просто.

- За счет чего удалось всё-таки подстроиться?

- Бизнес-симуляция состоит из двух слоев. Первый – сама игра: программа, поля, карточки, правила, заранее заготовленные роли. И это изменить достаточно сложно. Второй слой – игротехнический. Это непосредственно управление участниками игры, управление групповой динамикой. Это перераспределение ресурсов, если в этом есть необходимость. И это направление всей игры в нужное русло – к решению бизнес-задач. То есть бизнес-симуляция дает возможность «тонкой настройки» за счет управления групповой динамикой и влияния на результаты.

- Какая система оценки игроков и команд была предусмотрена бизнес-симуляцией?

- В игре для Selgros мы решали сразу несколько бизнес-задач, поэтому появились сразу три игровых поля: поле управления персоналом, поле по операционному управлению (товарному набору, управлению сервисом, бизнес-процессам) и третье поле – непосредственно управление гипермаркетом. И все это было объединено общей математической моделью.

"Бизнес-симуляция – это не идеально воссозданная реальность. В бизнес-симуляции невозможно детально отразить бизнес со всеми его особенностями и нюансами, т.к., во-первых, это может быть не интересно игрокам, во-вторых, это может быть сложно, в-третьих, это может требовать большого времени на разработку. Но главное – за сложностью и избыточностью процессов, перенесенных в бизнес-симуляцию, можно не увидеть решения конкретной бизнес-задачи, ради чего, собственно, симуляция и разрабатывалась"

Мы играли не просто на экономические показатели (что характерно для большинства деловых игр), результатом симуляции был многофакторный рейтинг, отражающий прогресс решения задач игроками. Мы считаем, что такие рейтинги позволяют точнее оценивать результат игры, чем просто отслеживание динамики экономических показателей. Но здесь важно не забывать: рейтинг – это результат игры с точки зрения игрока, но не результат бизнес-симуляции для этого игрока. Бизнес-симуляция проводится не для того, чтобы повеселить людей, а научить по-другому относится к бизнес-процессам, к собственным задачам. Составляющие рейтинга помогают дать объективную оценку прогресса сотрудника.

- Вы получили обратную связь от заказчика: как он оценил результаты бизнес-симуляции?

- Компания поставила симуляции высокую оценку. Прежде всего, заказчик увидел, что абсолютно все игроки вышли за рамки своих стандартных полномочий. То есть все смогли подняться выше своего места в компании, посмотреть в комплексе на свою работу и свои задачи, на работу других сотрудников, побывать в роли других сотрудников. Со стороны увидеть недостатки, в том числе свои собственные. Во-вторых, участники симуляции поняли, что в их бизнесе экономического успеха можно достичь не только за счет «правильной» закупки «правильных» товаров, но и за счет вложения в сервис, за счет работы с персоналом.

СЕКРЕТ №3 УСПЕШНЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР И БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЙ: Не экономьте на тренерах и модераторах

И, наконец, хотя перед нами и не стояла задача командообразования, но результатом симуляции стал эффект сплочения команды, совместно опыта решения сложных задач. Этот командообразующий итог игры показался заказчику важным и очень ценным. Тем более что у такой большой торговой сети как Selgros не всегда есть возможность собрать вместе работников из разных подразделений, магазинов и даже территориально разных регионов.

- Какое продолжение будет у этой бизнес-симуляции и для компании, и для ее участников?

- Бизнес-симуляция – это в действительности первый шаг в большой программе обучения руководителей и сотрудников, которую сформировала компания. За игрой последуют другие обучающие мероприятия, будет проведена бизнес-симуляция для новых групп сотрудников, причем по просьбе заказчика мы учтем некоторые моменты состоявшейся игры и внесем коррективы в модель и сценарий.

"Бизнес-симуляция проводится не для того, чтобы повеселить людей, а научить по-другому относится к бизнес-процессам, к собственным задачам"

Что касается участников, то в ходе самой игры у них нет ни минуты, чтобы расслабиться. Все силы уходят на игру: мы симулируем реальную деятельность, и все по-настоящему работают: закупщик закупает товары, директор решает сложные проблемы, HR занят персоналом. И всё это происходит в мощном интенсиве – ведь мы за день проходим 2 года реальной жизни, 8 кварталов. В финале игры участники испытывают радостное опустошение, как после напряженного трудового дня. Да, мы проводим разборы, подводим итоги, делаем выводы; обязательно проводится итоговая рефлексия, но инсайты игрокам приходят часто уже после мероприятия. И самый мощный эффект раскрывается на рабочем месте, когда сотрудник сталкивается с бизнес-процессами, которые мы симулировали, и осознаёт, что нужно делать по-другому на практике. Происходит сдвиг парадигмы, и вчерашний игрок радуется, что «получилось, как в бизнес-симуляции, это действительно работает».

Хочу заметить, что на практике бизнес-симуляция является проблематизирующим или разогревающим инструментом. На ее основе можно в дальнейшем обсуждать реальные сложившиеся в бизнесе проблемы. И поэтому мы, игротехники BuroAkzent, рекомендуем закреплять результаты бизнес-симуляции в формате модерационной или стратегической сессий. Так же эффективно проводить бизнес-симуляции после учебных мероприятий для отработки навыков и при завершении длительных программ обучения, например, для развития кадрового резерва. Мы научились встраивать бизнес-симуляции в любые развивающие и оценочные форматы, что всегда повышает эффективность конкретного мероприятия и программы в целом. 


Сертификаты

Все сертификаты

Благодарственные письма

Все письма

ОТЗЫВЫ
Коучинг в менеджменте "Самые положительные впечатления. Очень комфортная обстановка, группа, формат. Абсолютно прикладные знания, информативный раздаточный материал,…

Все отзывы

Подписка на новости

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение

Это интересно
Статьи
Все статьи
Модерация или фасилитация: что общего и в чем отличия? Модерация или фасилитация: что общего и в чем отличия?

Сходства этих методов организации групповых дискуссий связаны с их использованием во время различных встреч от воркшопов до крупных конференций и семинаров. Оба основаны на применении стикеров, поинтов, специальных карточек модерации, флипчартов, модерационных… подробнее

Интервью с Тихоновой Еленой, Head of T&D Х5 RETAIL GROUP о роли HR в новой Пятерочке. Интервью с Тихоновой Еленой, Head of T&D Х5 RETAIL GROUP о роли HR в новой Пятерочке.

BuroAkzent: Елена, благодарю Вас, что Вы согласились дать это интервью. ​Тема, которая нас интересует, это - HR-стратегии и HR бизнес-партнер. И нам очень важно услышать мнение эксперта… подробнее

Видео
Все видео