Календарь

Эссе финалистов XII Всероссийского ежегодного конкурса бизнес-тренеров в номинации «Начинающие тренеры»

В апреле состоялся финал XII ежегодного конкурса бизнес-тренеров, который проводит BuroAkzent. Участники конкурса тренерского мастерства на первом, заочном этапе соревнований выполняли серию квалификационных заданий. Одним из таких заданий было написание эссе. Конкурсантам в номинации «Начинающие тренеры» было предложены две темы для эссе «Эффективность бизнес-тренера» и, вторая, «Качества и навыки, необходимые для успешной тренерской работы».

Предлагаем вам ознакомиться с работами финалистов конкурса в номинации начинающих тренеров.

Финалисты в номинации "Начинающие тренеры"

Анастасия Белова, бизнес-тренер фрилансер (г. Москва), бронзовый призер конкурса в номинации «Начинающие тренеры»

"Какие качества и навыки необходимы для успешной тренерской работы?"

Залогом успеха тренера является способность быть открытым человеком и умение заботиться о своем ресурсном состоянии. Я считаю эти критерии основными, потому что тренер работает с людьми. Участники отражают состояние тренера, это влияет на групповую динамику и результаты тренинга. Мне кажется важным, чтобы тренер получал удовольствие от своей работы – это цепляет участников, вдохновляет их и способствует развитию их мотивации.

Одна из ключевых составляющих работы тренера – это его речь, она должна быть четкой и разборчивой, чтобы воспринимать информацию было легко. Не менее важным является и то, каким образом тренер сопровождает устную речь: мимика, жесты, визуальное оформление тренинга (например, почерк или использование образов для графической фасилитации).

Для успешной работы тренеру необходимо понимать свое место и свое значение в тренинговом процессе. С одной стороны, он ведет тренинг – и тогда ему необходимо быть в центре внимания и уметь это внимание привлекать. С другой стороны, тренер – это лишь организатор групповых процессов, поэтому ему важно не перетягивать внимание только на себя, для этого он руководствуется в своей работе приоритетом группы, а также целями тренинга. Такой подход определяет и то, как тренер должен относиться к своему внешнему виду.

Для того, чтобы групповая динамика развивалась эффективно, тренеру важно создать безопасную и открытую атмосферу на тренинге. В основе конструктивных взаимоотношений лежат умение доверять другим, оптимизм и уверенность в себе. Тренеру важно уметь заботиться об участниках – от организации пространства для тренинга и внимания к состоянию группы (вовремя проветривать помещение, давать разминки, следить за таймингом и так далее) до установления контакта с участниками (для это важен контакт глаз, улыбка, доброжелательность и эмпатия). Также способствует эффективному развитию участников активное слушание и навык тренера давать конструктивную обратную связь.

Тренер – это любознательный человек, который стремится к саморазвитию, интересуется новым и любит делиться знаниями с другими людьми. Для этого ему важно обладать системным мышлением, умением говорить о сложном просто и давать инструкции доступно.

Стоит заметить, что тренеру важно быть смелым. Это не значит, что он не должен волноваться из-за публичных выступлений. Но ему должно хватить смелости признавать свои чувства и двигаться дальше. Воображение, чувство юмора и гибкость – качества, которые помогут тренеру сделать материал интересным и справиться с любой сложной ситуацией. Образная и эмоциональная история, рассказанная тренером, поможет участникам лучше запомнить материал. Способность тренера адаптироваться к изменениям в процессе тренинга или – глобально – к изменениям в профессии, позволяет сохранить не только продуктивную атмосферу, но и приумножать эффективность процессов.

Для того, чтобы тренер был успешным, ему важно не только уметь работать с группой, но и с заказчиком: снять запрос руководителя и совместно с ним сформулировать цели тренинга, структурировать полученную информацию и создать программу, которая выполнит поставленные задачи. Кроме этого, тренер должен разбираться не только в специфике темы тренинга, но и обращать внимание на то, кого именно он обучает.

Финалисты конкурса в номинации "Начинающие тренеры"

Татьяна Сундеева, тренинг-менеджер компании «Ладомед» (г. Москва), серебряный призер конкурса в номинации «Начинающие тренеры»

"Какие качества и навыки необходимы для успешной тренерской работы?"

Отвечу на этот вопрос, опираясь на свой опыт. Работая HR-специалистом и обсуждая портрет кандидата на должность тренера с заказчиком, я слышала следующие пожелания к качествам:

  • коммуникабельность – тренер обязан быть способным к общению, к установке связей, контактов, уметь находить общий язык с любыми людьми;
  • уважение и любовь к людям, любым - презирающий «людишек» тренер не может быть успешным;
  • доброжелательность – искренняя готовность сделать что-то для благополучного состояния другого человека;
  • трудолюбие – положительное отношение к труду, деятельности;
  • дисциплинированность – т. е. человек сознательно соблюдает правила работы и нормы поведения;
  • ответственность –  как обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия, за происходящее в группе, за результаты тренинга;
  • уверенность в себе – в знаниях, действиях, уверенное поведение.

Из тренерских навыков заказчики хотели видеть:

  • навык работы с аудиторией – здесь и ораторское искусство, и динамика группы, умение самостоятельно подготовить программу тренинга с «0»;
  • хорошая методическая подготовка, умение выбирать адекватные методы обучения;
  • умение оценить потребность в обучении;
  • навыки фасилитации, обратной связи, коучинга, и т. д. 

В одной из компаний при подборе учитывалась корпоративная модель компетенций, где четко были выделены 8 менеджерских (лидерство, ориентация на результат, ответственность, коммуникации, системное мышление, командность) и 4 корпоративных компетенции (стремление к самоосознанию, ЗОЖ, позитивное мышление, приверженность). Согласитесь, все – кроме ЗОЖ можно отнести к факторам, влияющим на успешность тренера.

Также я задавала кандидатам на позицию тренера вопрос: «Какие качества и навыки помогают вам достигать успехов в работе?» Ответы были разными: лидерские качества, умение устанавливать контакт, навыки презентации, успех в продажах, навыки работы с возражениями, уверенность в себе, вовлеченность в процесс и творческая жилка, харизма, высокая работоспособность, позитивное мышление.

В итоге позднее, сопровождая персонал в процессе адаптации, при закрытии испытательных сроков, анализируя истории начинающих тренеров, которые стали успешными, а также отзывы участников обучения и руководителей, я поняла: чтобы быть успешным, важно уметь слушать и слышать людей, быть «гибким» - уметь перестроиться, а также понимать и оперативно реагировать на запросы бизнеса. При этом не так уж важно, прекрасный оратор этот тренер или нет. Важно, чтоб он желал развиваться, был любознательным, трудолюбивым, доброжелательным и имел высокий уровень эмпатии.

От себя добавлю, что лично мне кроме вышеперечисленного сейчас помогают на тренерском поприще навыки психологического консультирования, так как я много работаю с сотрудниками индивидуально. Встречаются ситуации, где просто невозможно обойтись без проработки проблемы – иначе человек просто не способен воспринимать и остается на прежнем уровне. Открытость как качество личности позволяет мне адекватно принимать идеи, ситуации и людей, даже если они принципиально новые или необычные. Открытость новому опыту помогает мне расти и развиваться как лично, так и профессионально.

Финалисты номинации "Начинающие тренеры"

Ксения Терентьева, тренер по обучению в компании «Остин» (г. Москва), победитель XII ежегодного конкурса «Тренерское мастерство» в номинации «Начинающие тренеры»

"Что такое эффективность в работе бизнес-тренера? Чем ее можно измерить?"

Если взять классическое определение «эффективности» мы увидим, что это способность достигать нужного результата при выполнении работы с наименьшей затратой ресурсов (времени, сил, денег).

Таким образом, понятие «эффективности» можно представить в виде формулы:

Эффективность = Нужный результат / Затраченные ресурсы

Что такое затраченные ресурсы в тренинге? Это ресурсы, которые организация, участники и тренер тратят на организацию тренинга. А что такое нужный результат в тренинге? Это результат, который планирует получить организация, участники и тренер.

То есть, говоря об эффективности тренинга, мы говорим о трех разных гранях:

И эффективность всего тренинга, соответственно, находится на стыке этих трех граней:

Таким образом, определение эффективности тренинга достаточно субъективная единица, для измерения которой надо обратиться к потребностям заинтересованных субъектов, то есть к тому: а каких же результатов планируют добиться организация, участники и тренер?

Потребностями бизнес-тренер занимается еще ДО начала подготовки тренинга – на этапе предтренингового исследования и постановки целей. Значит, и договориться о критериях эффективности он должен с организацией, участниками и самим собой еще на этапе постановки целей, прояснив: Что будет хорошим результатом к концу тренинговой программы и по каким критериям станет понятно, что результат достигнут?

Чем четче изначально бизнес-тренер прояснит цели и задачи тренинга, а также критерии успеха, тем проще в конце будет измерить эффективность обучения. Для оценки эффективности тренинга существуют разные модели. Самая популярная, пожалуй, это модель Дональда Киркпатрика, согласно которой выделяются 4 уровня оценки обучения:

  1. Уровень реакции (оценка отношения участников к тренингу и тренеру): можно оценить с помощью анкетирования, проведения интервью и фокус-групп с участниками и пр.
  2. Уровень «усвоения» (оценка изменения знаний, навыков и установок участников после тренинга): можно оценить с помощью тестирований, контрольных упражнений, анкет «до» и «после» и пр.
  3. Уровень «поведения» (оценка, насколько изменились действия участников после тренинга, как они используют полученные знания и навыки): можно оценить с помощью наблюдения за действиями сотрудников, опросов через неделю/месяц, посттренинговой фокус-группы и пр.
  4. Уровень «результатов» (оценка изменений финансовых и нефинансовых бизнес-показателей компании, связанных с темой обучения): можно оценить с помощью анализа финансовых, маркетинговых, производственных показателей, качественных показателей персонала и пр.

На мой взгляд, готовность бизнес-тренера оценивать эффективность своего обучения на 3 и 4 уровне является показателем его профессионализма, потому как организации, заказывающей обучение для своих сотрудников, нужен результат, а оценка на 1 и 2 уровне не гарантируют его реального достижения.

________________________________________________________________________

Читайте также конкурсные работы финалистов в номинации "Онлайн-тренеры", а также конкурсные работы призеров в номинации "Опытные тренеры"


Сертификаты

Все сертификаты

Благодарственные письма

письмо

Все письма

ОТЗЫВЫ
Вечер с экспертом Анастасией Казанцевой «Оценочный супермаркет»

Селедкова Ирина,

Актуально, информативно, организованно. Прекрасное ведение вечера тренером Анастасией. Хочется отметить такт, выдержку, чувствуется опыт. Приятная…

Все отзывы

Подписка на новости

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение

Это интересно
Статьи
Все статьи
Как быть услышанным и понятым? Навыки и приёмы эффективной коммуникации Как быть услышанным и понятым? Навыки и приёмы эффективной коммуникации

Коммуникативные навыки используются нами на автоматическом уровне ежедневно, например: умение говорить и слушать, умение поддержать разговор. Однако во многих ситуациях оказывается, что наше умение коммуницировать недостаточно для достижения поставленных… подробнее

Видео
Все видео