Оценка кандидатов в топ-менеджеры в формате деловой игры
От одного из крупных российских банков поступил заказ на проведение мероприятия для оценки и обучения линейных руководителей с целью выявить тех, кого можно повысить до ТОП-менеджеров. Мероприятие предполагалось провести в рамках проекта «Управление талантами».
Участниками мероприятия должны были стать 30 человек (линейные руководители, которые уже прошло обучение в проекте «Управление талантами», прошли ассессмент). Длительность мероприятия предполагалась – 1 тренинговый день.
Целью программы было определить в процессе мероприятия потенциальных кандидатов в кадровый резерв на основе оценки проявления компетенций:
- Стратегическое мышление
- Лидерство
- Управление эффективностью
- Построение отношений и влияние
- Повысить осознанность действий участников на достижение результата.
Особенностью ситуации было то, что необходимо было включить в мероприятие председателей правления, ТОП-менеджеров, которые выполняли оценочные процедуры и сохранить обучающий акцент и сделать само мероприятие достаточно легким, вызывающим энтузиазм и мотивацию на развитие. При этом Заказчик хотел, чтобы мероприятие исключало активные командообразующие задачи, четко работало на представленные заказчиком компетенции и позволяло всем участникам повысить свои компетенции.
В связи с этим было принято решение разработать деловую игру.
Предложенная нами концепция игры состояла в следующем:
Администрация города Лидер подала заявку на участие в тендере по выбору города для проведения Международного Молодежного Форума: «Будущее Мира» в 2020 г. Город для проведения Международного Молодежного Форума выбирается на основе поданных заявок и оценки развития социальной инфраструктуры города: «Город для людей».
Мэр получил критерии тендера «Город для людей». Цель мэра победить в тендере 2018 г. Для победы в тендере необходимо построить ряд новых объектов и улучшить ряд уже существующих объектов, что требует значительного вложения средств. Но сумма необходимых вложений значительно превышает возможности казны города.
Было принято решение привлечь к обустройству города предпринимателей. Для чего администрация может распоряжаться определенной суммой из казны ежеквартально (вся сумма может быть отдана одной организации или поделена между несколькими в любых пропорциях), снижением налогов, проведением рекламных компаний за счет администрации, выделением дополнительных земель, предоставлением за минимальную арендную плату помещений и другое.
Предприниматели ставят перед собой коммерческие цели: достичь определенного дохода за период 4 года. Каждое предприятие ставит перед собой и дополнительные амбициозные цели: повысить долю рынка, вывести на рынок новые продукты, услуги, снизить расходы и т.п. Предприниматели могут получить заявленные льготы от администрации, если будут участвовать в благоустройстве города. Конечно, каждый предприниматель понимает, что проведение Международного Молодежного Форума привлечет в город дополнительные капиталы и повысит прибыльность их предприятий. У строительных организаций присутствует конкуренция. Некоторые услуги совпадают, а другие у каждой строительной организации являются уникальными. Именно строительные организации выполняют подряды на строительство новых городских объектов и ремонт существующих. Предприниматели: пекарни, детские центры, агрокомпания, производственная компания - могут заключить договор на строительство и ремонт городских объектов. Сами строительные организации также могут выступать заказчиками строительства и ремонта городских объектов.
Группа аудиторов осуществляет контроль соблюдения законов, правил участия в тендерах и могут ходатайствовать в администрацию о предоставлении льгот. Аудиторы по собственному плану контроля посещают любое предприятие и вникают во все подробности бизнес-процессов.
Деловая Игра была разделена на четыре части – четыре «финансовых года» в течение одного тренинг-дня с обязательной обратной связью от наблюдателей и ведущих. По итогам каждой части должен был происходить анализ правильных и неправильных действий с акцентом на поведенческие индикаторы каждой компетенции.
К разработке деловой игры были привлечены наши ведущие тренеры, обладающие опытом работы с российскими банками и специалисты HR-отдела банка, которыепредоставили документы по компетенциям и производили сверку разрабатываемой модели деловой игры. Это позволило разработать игру, которая достигла поставленной цели.
Игровая цель для участников состояла в том, чтобы выполнить бизнес-задачи и заработать необходимую сумму денег и снизить собственные затраты. Каждая команда представляла собой организацию с определенной сферой деятельности и различным набором ресурсов и возможностей и разными бизнес-целями. При этом игра включала в себя социально-направленные задачи, которые необходимо было решить участникам в ходе игры. Также удалось изящно решить вопрос органичного включения наблюдателей в игру: они представляли собой аудиторскую компанию, в рамках деятельности которой могли посещать любые другие «компании» (команды).
Амбициозные задачи, социальная значимость некоторых задач, высокий темп игры позволили включить всех участников в процесс и оценить развитие заявленных Заказчиком компетенций.
Тренеры постоянно мониторили процесс игры, чтобы в случае необходимости вовремя внести корректировки. Интересным был момент оценки самой игры Заказчиком: «Игра показала сотрудников с другой стороны и увеличила наше понимание потенциала сотрудников по сравнению с результатами, полученными с помощью ассессмента. Некоторые результаты были просто удивительные и раскрыли глаза на некоторые характеристики сотрудников». Кстати и работа тренеров получила в 90% случаев самые высокие оценки.
А вот некоторые отзывы участников: "Очень важно четко понимать цели и осознавать, зачем необходимо каждое действие и к чему оно может привести. Нужно мыслить шире, заглядываю вперед, в будущее».
«Только при качественно выстроенных коммуникациях внутри организации и между подразделениями возможно достигать успеха. При этом то, как ты умеешь коммуницировать и влиять на ситуацию определяет 50% результата».
"Иногда казалось, что голова лопнет от такого количества расчетов и необходимости держать множество влияющих на ситуацию факторов, но это заставило, прежде всего, думать и все оценивать в рамках будущего результата и эффективности."
"Начинаешь понимать значение поведения лидера, понимать как должен себя вести лидер, чтобы команда шла за ним! Очень понравилось, было необычно. День пролетел, словно один час! Спасибо!"
В целом итогом деловой игры стало:
- Оценка компетенций участников игры
- Понимание, какие навыки необходимо развивать участникам, помимо заявленных компетенций.
- Оценка обучаемости участников игры
- Осознание участниками своей роли в изменениях, в достижении результата.
По словам Заказчиков, удалось увидеть людей, есть о чем дальше говорить и уже складывается понимание, как действовать в развитии талантов. Самое важное, что игра стала отличным мотиватором, действием, которое воодушевило всех и участников и наблюдателей.