Бизнес-симуляция, или когда тренинг уже не работает
Рады представить Вашему вниманию последнюю статью бизнес-тренера и разработчика бизнес симуляций Натальи Бусаровой.
Когда я только столкнулась с бизнес симуляциями, у меня сложилось впечатление, что все о них знают и используют.
Однако при более глубоком знакомстве, когда я начала сама их разрабатывать, обсуждать с коллегами и Заказчиками, я поняла, что многие о них слышали, но мало кто реально знает, что за этим стоит.
Надеюсь, что эта статья поможет разобраться в том, что же такое бизнес симуляция, для чего она нужна и в чем ее преимущество.
Что такое бизнес симуляция?
Итак, для начала давайте определим – что же это такое. Бизнес симуляция это погружение в виртуальную реальность с законами реального бизнеса. Она может включать в себя и деловую игру, и кейсы и ролевые игры. Но сохраняется ключевой принцип – опора на реальные бизнес процессы.
Бизнес симуляция позволяет объединить Игру и Реальность. Именно за счет этого эффекта данный метод дает отличный результат.
Эта особенность отличает бизнес симуляцию от тренинга. Здесь минимум теории и огромное количество практики, которая вовлекает участников, снижает критичность их восприятия и дает поле для отработки навыков.
В ходе бизнес симуляции участники самостоятельно делают выводы и получают собственный опыт, который потом гораздо проще и быстрее внедряют в рабочую действительность.
В одном из интервью мне задали вопрос – что, на мой взгляд, является одной из основных проблем в T&D направлении? Я ответила, что это – переученность. За последние 15 лет огромное количество сотрудников прошли разнообразные тренинги и у них сложилось впечатление, что они «все знают».
Наверняка, вы сталкивались с ситуациями, когда представители Заказчика говорили вам: «SMART – да его все знают, стратегии переговоров – это же Секрет Полишинеля, SWOT – да это еще в школе проходили и так далее». К сожалению, это знание далеко не всегда переходит в реальную рабочую жизнь. Как часто руководители, знающие SMART, ставят задачи своим сотрудникам правильно? А многие ли из них применяют известные алгоритмы обратной связи?
В такой ситуации бизнес симуляция дает прекрасный эффект. Если мы учитываем при разработке, что уже знают участники и используем это, получаем среду, в которой внутренняя мотивация на использования этих инструментов многократно увеличивается. Также сотрудники отрабатывают алгоритмы в различных практический кейсах и им гораздо проще и легче перенести это в ежедневную деятельность.
Как игры помогают бизнесу?
Например, игра «Тауэрский мост». Она рассчитана на сотрудников, которые уже знакомы с инструментами, необходимыми для управления проектами. Симуляция помогает в игровой среде применить уже имеющиеся знания и опыт, понять, как, на самом деле, работают инструменты, где раньше допускали ошибки и исправить их.
Это метод поможет вам и с теми сотрудниками, которые еще не проходили тренингов по нужной тематике – просто для них в бизнес симуляцию включаются теоретические блоки. И в этом случае симуляция становится для них и проблематизирующей, и обучающей, и закрепляющей, и мотивирующей.
Симуляцию с теоретическими блоками мы разрабатывали для одной из крупнейших телекоммуникационных компаний. Необходимо было разработать игру для развития навыков в области управления продажами. Важно было научить прогнозировать продажи и управлять отделом продаж в соответствие с особенностями компании.
В итоге у нас получилась 2-х дневная игра, состоящая из 4-х раундов, между которыми мы включали теоретические блоки.
Вам нужно оценить сотрудникам по определенным компетенциям? И тут бизнес симуляция дает отличный результат. При этом, за счет глубокого погружения, участники выдают именно ту модель поведения, которой придерживаются в реальной жизни. Просто при разработке необходимо учитывать, что именно оценка – ключевая цель.
Также бизнес симуляция позволяет заложить нужную вам модель поведения в определенных ситуациях. Данный эффект достигается за счет практически мгновенной системы поощрений и наказаний. Игровая среда очень быстро дает обратную связь участникам. Если все было выполнено так, как нужно, команда получает очки/балы/деньги, если отклоняется от курса – штрафуется или получает проблемную ситуацию, которую необходимо решить или получает информацию о негативной реакции рынка. Механизмов много. Таким образом, участники неосознанно принимают «правильную» модель.
Для одной компании из e-commerce, была разработана симуляция, которая закладывала правильную модель кросс функционального взаимодействия. Более того, по итогам игры был разработан Action plan, который был направлен на поддержание новой модели в ежедневной рабочей деятельности.
Если на текущий момент в компании существует проблема, которую непонятно как решать, бизнес симуляция может помочь и тут. В таком случает разрабатывается такая модель, в которой можно отработать несколько вариантов действий, посмотреть как будет реагировать среда, доработать решение и найти выход.
Другими словами, данный метод многогранен и позволяет решать большое количество задач. Главное, правильно снять запрос и разработать именно ту бизнес симуляцию, которая будет решать нужные задачи.
Основные задачи, которые решает бизнес симуляция:
- Внедрение новых бизнес процессов с минимальным сопротивлением;
- Поиск ошибок и путей оптимизации текущих бизнес процессов;
- Формирование стратегического видения компании и бизнеса;
- Адаптация к изменения в компании;
- Поиск путей решения сложных ситуаций в компании;
- Развитие навыков по любым необходимым компетенциям;
- Повышение качества кросс функционального взаимодействия;
- Внедрение корпоративной культуры и ценностей;
- Оценка сотрудников в ситуациях максимально приближенным к реальности;
- Командообразование в бизнес среде;
- Изменение отношения к своей работе. «Перезапуск» мотивации на свою рабочую деятельность.
И тут, наверное, возникает вопрос – а где подвох? Не может быть, чтобы метод был абсолютно идеален. Должны быть риски, ограничения. И это верно.
Вот список ограничений:
- Требуется высокий уровень профессионализма разработчиков в области игромоделирования;
- Длительность. Время разработки от 1 до 6 месяцев;
- Высокая ответственность Заказчика. Со стороны Заказчика необходимы:
- способность четко формулировать запрос,
- понимание корня проблемы,
- готовность вкладывать много времени в разработку – делиться необходимой информацией;
- Стоимость продукта выше по сравнению с тренингами.
Преимущества бизнес симуляций:
- Возможность быстрого «погружения» в бизнес-ситуацию и понимания бизнес-процессов;
- В ходе игры участники учатся управлять как тактическими, так и стратегическими целями;
- Бизнес симуляция это безрисковая зона — ошибки в игре не приведут к краху бизнеса. Это позволяет пробовать различные стратегии и тактики, наблюдая их последствия и делая выводы
- В ходе игры участники самостоятельно делают выводы и получают собственный опыт, который потом гораздо проще и быстрее внедряют в рабочую действительность. Преодоление критического настроя.
- В симуляции могут участвовать сотрудники разного уровня, что скорее обогатит игру и сделает ее более полезной;
- Возможность получить опыт принятия решений из разных позиций, увидеть процесс с разных точек зрения;
- Возможность системного анализа ситуации, развитие умения видеть и учитывать не одну причинно- следственную связь, а систему взаимосвязанных факторов, влияющих на результат;
- Высокая степень свободы в развитии ситуации требует от участников комплексного использования знаний и навыков, умения быть гибкими в выборе инструментов и подходов к решению;
- Постоянный мониторинг деятельности и схема игры «Решение — Результат — Анализ — Новое решение» позволяет демонстрировать эффект и результат возможных решений в кратчайшие сроки;
- Командная работа и соревновательный момент обеспечивают высокую эмоциональную включенность всех участников, обеспечивают обмен лучшими практиками.
Как видно из всего вышеперечисленного, данный метод обладает большим количеством преимуществ, а также требует качественной глубокой проработки. И тут очень важно быть готовыми к тому, что в процессе создания симуляции вам будут задавать много вопросов, запрашивать тонны информации, а потом снова вопросы и так до тех пор, пока продукт не будет готов.
И, если вы хотите качественное решение, важно:
- Быть максимально открытыми
- Оперативно откликаться на запросы
- Давать реальную информацию
- Предоставлять доступ к Бизнесу, экспертам по прорабатываемым бизнес процессам
- Участвовать в пилоте симуляции, чтобы оценить ее на соответствие запросу
- Не жалеть времени на коммуникации
Также обращайте внимание на провайдера, который будет разрабатывать для вас симуляцию.
Важно учитывать следующее:
- Опыт в разработке бизнес симуляций
- Отзывы от клиентов, которым проводили бизнес симуляции
- Возможность поучаствовать в демо игр
- Присутствие в команде разработчиков тех, кто понимает бизнес не по книжкам
- Стремление к активному взаимодействию с Заказчиком при разработке
- Способность «слышать» клиента, искать пути решения задач с учеом специфики Заказчика.
Если же у вас нет времени на разработку симуляции с нуля, вы можете приобрести «коробочный» продукт, то есть, готовую симуляцию. И у такого решения, безусловно, есть ряд плюсов:
- Экономия времени;
- Часто цена ниже;
- Отпадает необходимость в предоставлении внутренней информации;
- Есть обратная связь по этой игре.
При этом есть и недостатки, к которым важно быть готовыми:
- Игра не отражает ваших реальных бизнес процессов и может быть оторвана от вашей реальности
- Ограниченность применения – только там, где специфика бизнес процессов вашей компании не критична
- Выводы по итогам нужно будет «продавать». Так как можно встретить сопротивление «А у нас так не работает»
- Позитивная обратная связь других компаний не гарантирует аналогичной реакции в вашей.
Чтобы минимизировать влияние этих недостатков, при выборке «коробки» важно:
- Искать игры со сходными бизнес процессами;
- Четко понимать цели и задачи, которые перед вами стоят;
- Поучаствовать в демо игры. Со слов очень сложно сложить картину;
- Получить обратную связь от компании со сходными задачами и бизнес процессами;
- Выбрать провайдера, который может доработать «коробку» под вашу специфику.
При грамотном выборе провайдера и продукта, вы по достоинству сможете оценить преимущества бизнес симуляции. И получить все выгоды, которые несет данный метод!
Правда, если вы захотите получить обратный эффект, у нас есть «Вредные советы»
- Тяните время и увиливайте от общения с разработчиками
- Скрывайте истинные причины мероприятия
- Ставьте противоречивые цели разработчикам
- Используйте административный ресурс при приглашении участников
- Экономьте на мелочах
- Устраивайте вечером веселые командообразующие застолья
- Скрывайте цели игры от участников, извещайте их в последний момент
- Вмешивайтесь в игровой процесс и “помогайте” игротехникам без согласования ролей и позиций
- Неожиданно сокращайте время игры
- Игнорируйте результаты и выводы по итогам игры
Что вашей команде даст разработка бизнес-симуляций?
Несмотря на достаточно высокий уровень квалификации и профессиональный опыт, многие владельцы современных компаний не знают или не осознают того, насколько перспективным и плодотворным является такое направление, как разработка и проведение бизнес-симуляций. Между тем, используя данный формат можно навсегда избавиться от таких распространенных проблем, как:
- плохо отлаженные бизнес-процессы;
- безынициативность руководителей
- слабая адаптация и низкая стрессоустойчивость специалистов в команде;
- отсутствие полноценных кросс-функциональных коммуникаций;
- сложности при оценке персонала;
- отсутствие у сотрудников стратегического видения;
- слабое развитие менеджерских компетенций, навыков ведения переговоров и продаж
- и др.
Если вы желаете избавиться от этих и многих других узких мест в своей компании, мы с радостью поможем с разработкой бизнес-симуляций и их проведением в вашей организации.
Автор статьи: Наталья Бусарова, бизнес-тренер, руководитель направления бизнес-симуляций и деловых игр BuroAkzent
Приглашаем Вас больше узнать о бизнес симуляциях на ВЕЧЕРЕ С ЭКСПЕРТОМ и на демоверсии игры "Рынок спичек"
Примеры готовых симуляций:
БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ. СТРОИТЕЛЬСТВО ТАУЭРСКОГО МОСТА»
НАСТОЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА «IN TIME»
WELCOME-СИМУЛЯЦИЯ «IN DEVELOPMENT»
БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ «TOP-BANK 2.0»
БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ «РЫНОК СПИЧЕК»
Новикова Анастасия,
Много полезной информации - как новой, так и уже известной, но поданной с другой стороны. Анастасия - великолепный тренер, который может пробудить с…