Цифровая перезагрузка HR. Тренды 2018
Мировая цифровая революция побеждает. Цифровизация подобно цепной ядерной реакции охватила экономику, стала трендом в любом направлении бизнеса и, конечно, не прошла стороной HR. Его роль сегодня заключается в формировании и предоставлении опыта, полученного с помощью современных digital-технологий. Качественно улучшаются персонализация и запоминаемость, повышается привлекательность.
Ставка на digital, ориентация на потребителя не ограничиваются внедрением современных новаций в HR-сферу. Многие обозреватели, как и Джин Мейстер, автор бизнес-колонок в Forbes, считают, что речь идет о гораздо большем, чем просто технологии. Идет процесс зарождения нового мышления, также целого ряда технологических навыков, которые, во-первых, ориентированы на потребителя, и, во-вторых, способны генерировать новые HR-решения.
2017 год стал, как ожидали специалисты, подготовительным этапом в digital-трансформации HR. В действительности, в невероятно бешенном ритме в этой сфере происходили глобальные процессы, о которых в начале года большинство из нас имели весьма смутное представление и думали, как о неизбежной, но не настолько близкой перспективе. HR, как и мир, уже никогда не будет прежним. В наступившем 2018 году тренды цифровой трансформации HR усилятся и окончательно войдут в обиход огромного числа бизнес-компаний.
1) Прежде всего, и это тренд №1, HR-боссы компании продолжат налаживать и развивать сотрудничество с руководителями других подразделений, в частности маркетинга, IT, внешнего PR и внутренних коммуникаций.
Этого требует создание одной общей системы обмена знаниями и опытом между сотрудниками. Именно опыт персонала сегодня выступает главным фактором успеха любой бизнес-компании, и с этим уже никто не может поспорить. Учитывая, что на кадровом рынке усиливается гонка за таланты, мыслящие на перспективу компании серьезно вкладываются в обучение и развитие своих сотрудников, инвестируют в подготовку кадровых резервов, пересматривают подходы к формированию рабочего пространства, повышают размер вознаграждения за высокое качество результатов труда.
2) При приеме на работу и обучении учитываются индивидуальные особенности сотрудника.
Гибкость или даже предпринимательский подход к найму и развитию персонала кардинально изменяет роли: работники получают возможность выбирать обучение, давать оценку, а HR-руководители выступают не просто разработчиками контента, а кураторами или наставниками обучения.
3) Инновационный взгляд на организацию рабочего пространства для персонала.
Эта тенденция не нова, хотя в эпоху digital-трансформации она приобретает особенное значение. Здесь дело даже не в том, чтобы учитывать функционал и личностную специфику сотрудника (ставшие популярными офисы а-ля open space прекрасно подходят и развивают экстравертов, но губительны для интровертов). Вопрос в том, чтобы перестать воспринимать рабочее пространство офиса как просто помещение. Место работы – это возможность для обогащения и развития корпоративной культуры, способ привлечения в компанию новых специалистов.
4) Здравствуй, потребительский маркетинг!
Оперативная обратная связь от руководства сотрудникам, анализ настроений, совместная групповая работа над важными бизнес-задачами и вызовами, дизайнерское мышление, оценка качества управления в компании по методикам потребительской оценки качества сервисов в HoReCa – вот лишь немногие инструменты потребительского маркетинга, которые уже нашли применение в HR. В 2018 году поиск, адаптация и внедрение в НR-сферу принципов «смежников» продолжится. Благодаря этому компании могут создавать и развивать уникальный опыт сотрудников.
5) Использование чат-ботов в HR.
Прогнозы показывают, что к 2020 году рынок искусственного интеллекта вырастет более чем в 5 раз и будет оцениваться в $47 млрд. Гидеон Манн, руководитель отдела исследований данных в Bloomberg, предсказывает, что в будущем мы не отличим работу, сделанную человеком, от работы машины. И это будущее уже пришло в виде чат-ботов, которые выполняют за человека ряд простых и не очень простых функций. Например, во внешних и внутренних коммуникациях компании.
HR-команды многих компаний уже внедрили один или несколько чат-ботов и теперь анализируют, как новые «цифровые сотрудники» справляются с функцией консультирования персонала, как автоматизация способна изменить саму суть HR и какие трансформации ждут будущие рабочие места. Что же касается конкуренции человека и искусственного интеллекта, то вывод очевиден: нам придется научиться работать умнее, - говорит Гидеон Манн.
6) Состав сотрудников и партнеров меняется.
Цифровая трансформация вносит ощутимые коррективы в рынок труда. В обиход вошел термин Gig Economy Workers, под которым понимают рабочую среду, в которой краткосрочные контракты или внештатные работы преобладают над постоянными рабочими местами. Число сотрудников, к которым работодатель проявляет гибкость в отношении их полноценной занятости, составляет в некоторых случаях 15%, а в ряде передовых зарубежных и российских компаниях, старт-апах, доля фрилансеров и внешних консультантов может превышать треть численности персонала!
HR-директора уже продумывают, как координировать и кооперировать в компаниях сотрудничество между полностью занятыми работниками и внештатниками, как планировать обучение смешанной рабочей силы и т.д.
7) Разработка платформы мобильности карьеры.
Основу рынка рабочей силы сегодня составляют люди старше 35 лет. Представители поколения Х, на веку которых разворачиваются самые невообразимые процессы цифровизации, хотят и готовы приобретать новый для себя цифровой опыт. В том числе, в профессии. Учитывая продолжающуюся войну за таланты и необходимость удержать высококлассных сотрудников, цифровое развитие карьеры помогает работнику на своем основном рабочем месте пробовать себя в новых ролях, развивать в себе новые навыки. HR уже смог оценить перспективность этих возможностей. Согласно опросу руководителей HR-подразделений ряда зарубежных компаний, использование мобильных платформ для тестирования сотрудниками новых ролей способствует укреплению кроссфункционального взаимодействия и повышению производительности и эффективности труда.
8) Фокус на эмоциональный комфорт и благополучие сотрудников.
Исследования, проведенные одним из ведущих американских банков, выявили, что 70% взрослого работающего населения ощущают высокий уровень финансового стресса. Так возникла обучающая онлайн-программа, которая помогает сотрудникам компаний чувствовать себя увереннее – учит экономии в чрезвычайных ситуациях, правильному планированию бюджета семьи, объясняет возможности на оплачиваемые выходные и т.п.
Современные технологии на базе искусственного интеллекта и анализов BigData используются для мониторинга и профилактики состояния здоровья работников, разработки индивидуальных фитнесс-программ.
9) Развивать не только сотрудника, а команду.
В недавнем прошлом HR был ориентирован на развитие отдельно взятого сотрудника. Сегодня фокус меняется: в глобальной экономике в режиме стремительно происходящих изменений и высокой конкуренции за таланты фундамент успеха любой компании зависит от командной работы. Компании переходят на новые принципы оплаты труда, в которых некоторая часть вознаграждения рассчитывается исходя из командных результатов. Поэтому сегодня процесс управления персоналом меняет фокус с работника на создание, сплочение и развитие команд. Благо, что для этого накоплен внушительный арсенал тренингов.
10) Быть готовыми к новым ролям в HR.
Об изменениях функций HR впервые заговорили десять лет тому назад, на пике глобальной финансовой рецессии 2008 года. Диджитализация послужила своеобразным драйвером, ускоряющим процесс трансформации. Новые HR-функции становятся более узконаправленными и технологическими, опираются на потребительский маркетинг как на инструмент для развития опыта сотрудников.
И как бы мы ни относились к происходящему – эти изменения влекут за собой открытие новых горизонтов и увеличивают ценность и значимость HR для современного бизнеса.
По материалам зарубежных профессиональных изданий