Календарь

Инструменты коучинга. Эссе студентов онлайн-курса "Коучинг руководителей"

В начале января 2019 состоялся первый выпуск онлайн-курса BuroAkzent "Коучинг руководителей".  Во время обучения студенты знакомились и смогли на деле - со своими клиентами, сотрудниками и руководителями компаний, в которых они трудятся - отработать ряд коучинговых инструментов. Об опыте практического освоения эффективных коучинговых инструментов выпускники рассказали в своих эссе на тему "Какой коучинговый инструмент и в каких случаях используется". Публикуем фрагменты этих работ с любезного разрешения их авторов.
 
Сергей Шигонов, бизнес-консультант, коуч (Чебоксары)

"Я во время учебы изучил следующие инструменты:

  1. Работа с ограничивающими убеждениями
  2. Пирамида Дилтса
  3. Декартова система принятия решений
За время учебы мне удалось применить все инструменты, кроме декартовой системы принятия решений. Декартову систему я применял ранее в отношении себя, и она показала себя прекрасно, т.к. я силен в логическом мышлении (мне привычнее). И для меня стало откровением посмотреть: что я получу и что не получу, если НЕ приму решение. Такой взгляд очень помогает, т.к. зачастую мы думаем только о том, что будет после принятия решения и не думаем о плюсах и минусах непринятия решения. Также огромный эффект дает возможность подумать отдельно о каждом из четырех квадрантов, тогда как обычно мы пытаемся думать обо всех одновременно и смешиваем одно с другим, лишаясь возможности весить все по-отдельности.

Пирамиду Дилтса я знал и любил уже давно, т.к. обучался ранее НЛП и читал книгу Дилтса "Фокусы языка". Данный инструмент помогал мне и ранее раскладывать бизнесы и жизненную ситуацию клиента "по полочкам". Также я использовал эту модель в отношении себя, когда надо было собрать воедино всю жизненную ситуацию и принять решение о собственной миссии и дальнейшем профессиональном развитии. Считаю, что Пирамиду можно успешно использовать, когда клиент не сфокусирован или запрос касается многих граней либо слишком неконкретен. Когда видно, что клиент реагирует и стратегически не может сконцентрироваться в том, куда ему идти в целом. После проработки Пирамиды клиент четче формулирует цели, избавляется от навязанных целей и стратегий, лучше понимает причины, по которым он действует и легче выбирает путь и критерии оценки цели.

Работа с ограничивающими убеждениями показала себя как быстрый и эффективный инструмент. Я смог его применить для ограничивающего убеждения клиента "то, что я делаю, - никому не нужно". Мы эффективно нашли варианты, когда утверждение работало и когда было ложно, выявили его пользу (клиенты моего клиента виноваты сами, и "нечего с ними больше общаться") и сформулировали новое убеждение: "у каждого моего продукта есть довольный клиент". Это новое убеждение позволило клиенту принять решение искать правильных клиентов под свои продукты и определиться с критериями для отбора клиентов, которым подойдут продукты бизнеса клиента. Благодаря этому инструменту мы быстро вышли из проблемного состояния в формулирование плана действия. Этот инструмент мне очень понравился. Особенно своей простотой и скоростью работы. В сравнении с Пирамидой Дилтса, он дает очень быстрый эффект при условии обнаружении четкого ограничивающего убеждения. Однако он не дает такого масштабного эффекта как Пирамида, когда клиент запутался и не очень понимает: почему он формулирует сбивчивые и нелогичные противоречивые утверждения во время сессии. Хотя, при этом, Пирамида занимает, конечно, гораздо больше времени.

В целом, это все отличные инструменты: очень практичные и не сложные в исполнении, дающие, при этом, сильный эффект в коучинге. Я однозначно почувствовал себя более вооруженным для работы с клиентами и могу теперь применять эти инструменты даже в тех ситуациях, которые мне ранее казались неразрешимыми без похода клиента к психологу.

 
Николай Гуменюк, руководитель отдела обучения и развития ГК «МИЦ»

В ходе глубокого анализа тех сессий, которые провел в рамках обучения (демо, записывал на аудио и разбирал), пришел в очередной раз к тому, что всё же самое-самое главное - правильно определить цель. Мотивация и энергия клиента "зарыта" в точной цели. Когда автор - действительно клиент (а не жена, сосед, коллега), дальше работа движется энергично и быстро. нижеперечисленные инструменты нужно использовать только тогда, когда очевидна актуальность цели, и на сессию, и глобально. 

Колесо жизненного баланса

главное понять, что оно не обязательно должно быть "круглым"! 
  • чтобы найти ресурсы для достижения той или иной цели
  • чтобы найти источники мотивации
  • чтобы понять причины выгорания руководителей или людей, работающих с другими людьми
  • чтобы убедиться в актуальности той или иной цели
  • ЧТОБЫ УВИДЕТЬ СООТНОШЕНИЕ каких угодно элементов жизни клиента, ПРОВЕРИТЬ вместе с ним оптимальность этого соотношения, ПРЕДПРИНЯТЬ корректирующие действия в случае необходимости.

Квадрат Декарта

  • чтобы быстро понять критерии выбора при принятии конкретного решения
  • чтобы оценить последствия того или иного решения, взвесить все "за" и "против"
  • чтобы найти ресурс для реализации того или иного решения
  • чтобы найти причину внутреннего саботажа того или иного решения и принять меры по его устранению

Пирамида Дилтса

  • чтобы провести комплексный анализ ситуации
  • чтобы подняться над ситуацией, включить "хеликоптер вью" и актуализировать цель/изменить способ ее достижения/принять новое решение
  • чтобы выйти из тупика и определить актуальный цели план действий
  • чтобы помочь клиенту расширить видение для более эффективного совладания с ситуацией и достижения актуальной цели

Ирина Вершинина, коуч, менеджер группы в федеральной компании

Модель принятия решений-GROW

Простой и действенный инструмент, применяется при принятии решений; при работе с целью позволяет привнести больше ясности осознанности, сконцентрироваться на задаче.

Сильные вопросы

Позволяют структурировать беседу в коучинге; помогают продвинуть клиента к решению и при принятии решения, помогают в поиске возможностей. Сильный вопрос способен перевести энергию от описания или оправдания возникшей проблемы к конструктивным мыслям.

Работа с ограничивающими убеждениями. Техника устранения внутренних барьеров

Очень понравился своей простотой и практичностью. Хорошо применять, когда необходимо разрушить негативные убеждения, устранить барьеры, найти возможности, добавить ресурс. Позволят быстро посмотреть, какие убеждения тормозят и перевернуть их на 180 градусов.

Шкалирование

Можно применить, когда необходимо прояснить и оценить, где находится клиент в настоящее время по отношению к запросу, а также куда он хочет попасть в какой-то конкретный момент.

Рефрейминг

Чаще используется в начале сессии на этапе анализа, используется с целью смены картины происходящего и ощущений от нее. С помощью вопросов позволяет переместить ситуацию в другой контекст и получить другое понимание ситуации и другое отношение. С помощью рейфрейминга можно посмотреть на ситуацию с разных сторон и найти положительные моменты ценности, выгоды от этой ситуации.

Колесо баланса

Широко применяется при исследовании, когда необходимо выявить запрос; когда клиент не знает, что хочет; при смене деятельности, можно исследовать разные сферы жизни, компетенции и т.д., позволяет увидеть картину в целом, расставить приоритеты, куда сфокусировать свое внимание в первую очередь.

Пирамида Дилтса

Применяется, когда необходим всесторонний взгляд на достижение цели; понимание смысла и что дальше, когда клиент зашел в тупик и нет уверенности в собственных действиях, исследовать и помочь осознать, где он находится; анализ своего места в проекте; понять где на каком уровне проблема; анализ индивидуальных ценностей и видения клиента.

Декартова модель координат (модель принятия решений)

Хорошо помогает, когда необходимо исследовать выбор, если есть сомнения в принятии решения, чтобы сделать обоснованные выводы; для мотивации движения дальше, для снятия эмоционального напряжения и появления энергии.
 

Сертификаты
Благодарственные письма

письмо

ОТЗЫВЫ
Открытый тренинг «Тренерское мастерство. Интенсив», ведущая Елена Долина. Отзыв А.Буевой, ОАО «ТВЭЛ»

Буева А.,

Тренинг прошел отлично, много нового и полезного узнала, что можно использовать в работе. Программа выстроена логично.
Подписка на новости
БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение Зарегистрироваться

Это интересно
Статьи
Все статьи
HR бизнес-партнерство: три схемы внедрения HR бизнес-партнерство: три схемы внедрения

Идея HR бизнес-партнерства не нова и в целом очевидна. Все больше компаний осознают преимущества этой схемы организации HR-функции перед другими, более традиционными. подробнее

7 способов наладить диалог в компании 7 способов наладить диалог в компании

Проблемы общения в коллективе и пути их преодоления, предложенные американским аналитиком Говардом В. Перлмуттером. подробнее

Видео
Все видео