Как быть услышанным и понятым? Навыки и приёмы эффективной коммуникации
Список навыков для эффективной коммуникации
- Умение слушать – не только способность сконцентрироваться и воспринять информацию, но и умение поощрить рассказчика, отправителя, задать уточняющий вопрос, использовать приёмы перефразирования («т.е. вы имели в виду...»), непонимания, отражения, резюмирования.
- Гибкость и способность искать компромиссы.
- Эмпатия – способность почувствовать эмоциональное состояние партнера и учитывать его при построении коммуникации.
- Контроль над эмоциональным напряжением, способность разрядить напряжение.
Приемы эффективной коммуникации.
- Создайте приятную и спокойную обстановку.
- Предоставьте первое слово вашему собеседнику.
- При несогласии с ним, ни в коем случае не перебивайте его. Дайте ему полностью высказаться.
- Повторяйте его фразы, слегка их перефразируя. Это позволит продемонстрировать, что вы внимательно его слушаете, а также поможет вам удостовериться, правильно ли вы его поняли.
- Если вы не согласны с предложением собеседника, предложите альтернативное решение, подкрепляя свою речь ясными и весомыми аргументами. Приведите примеры подхода, аналогичного вашему, подтверждающие его результативность.
- Перед тем, как закончить встречу, подытожьте её. Выделите самое главное.
- Независимо от результата встречи, выскажите намерение продолжать сотрудничество и поблагодарите собеседника за участие в обсуждении.
- Поза: Примите открытую позу. Открытая поза, когда руки и ноги не скрещены, говорит об открытости и доброжелательности. Слушая собеседника следуют слегка наклонить голову в его сторону. Вы можете изредка кивать, что означает не только согласие, сколько внимание и принятие.
- Темп и громкость речи, дикция: Не забывайте делать паузы. Обратите внимание, хорошо ли вас слышит собеседник. Оптимальный темп речи – около 120 слов в минуту.
- Внешний вид (неаккуратный, или, наоборот, неадекватно формальный внешний вид может быть воспринят как проявление неуважения к собеседнику)
- Жестикуляция и мимика: копирование жестов и мимики собеседника способствуют установлению доверительных отношений. Такое копирование создаёт ощущение зеркала, и ваш собеседник будет чувствовать себя максимально комфортно. Но копирование должно производиться осторожно, чтобы собеседник не почувствовал, что его пародируют.
Леонова Светлана,
Хорошо представлен материал, прекрасная раздатка. Содержательный. Хорошая организация мероприятия. Очень серьезный специалист!