Как быть услышанным и понятым? Навыки и приёмы эффективной коммуникации
Список навыков для эффективной коммуникации
- Умение слушать – не только способность сконцентрироваться и воспринять информацию, но и умение поощрить рассказчика, отправителя, задать уточняющий вопрос, использовать приёмы перефразирования («т.е. вы имели в виду...»), непонимания, отражения, резюмирования.
- Гибкость и способность искать компромиссы.
- Эмпатия – способность почувствовать эмоциональное состояние партнера и учитывать его при построении коммуникации.
- Контроль над эмоциональным напряжением, способность разрядить напряжение.
Приемы эффективной коммуникации.
- Создайте приятную и спокойную обстановку.
- Предоставьте первое слово вашему собеседнику.
- При несогласии с ним, ни в коем случае не перебивайте его. Дайте ему полностью высказаться.
- Повторяйте его фразы, слегка их перефразируя. Это позволит продемонстрировать, что вы внимательно его слушаете, а также поможет вам удостовериться, правильно ли вы его поняли.
- Если вы не согласны с предложением собеседника, предложите альтернативное решение, подкрепляя свою речь ясными и весомыми аргументами. Приведите примеры подхода, аналогичного вашему, подтверждающие его результативность.
- Перед тем, как закончить встречу, подытожьте её. Выделите самое главное.
- Независимо от результата встречи, выскажите намерение продолжать сотрудничество и поблагодарите собеседника за участие в обсуждении.
- Поза: Примите открытую позу. Открытая поза, когда руки и ноги не скрещены, говорит об открытости и доброжелательности. Слушая собеседника следуют слегка наклонить голову в его сторону. Вы можете изредка кивать, что означает не только согласие, сколько внимание и принятие.
- Темп и громкость речи, дикция: Не забывайте делать паузы. Обратите внимание, хорошо ли вас слышит собеседник. Оптимальный темп речи – около 120 слов в минуту.
- Внешний вид (неаккуратный, или, наоборот, неадекватно формальный внешний вид может быть воспринят как проявление неуважения к собеседнику)
- Жестикуляция и мимика: копирование жестов и мимики собеседника способствуют установлению доверительных отношений. Такое копирование создаёт ощущение зеркала, и ваш собеседник будет чувствовать себя максимально комфортно. Но копирование должно производиться осторожно, чтобы собеседник не почувствовал, что его пародируют.
Елена Кузина
Спасибо! Очень позитивно, живо, полезно, емко. Кузина Елена