Критика разумная и не очень
Аристотель дельную вещь подметил: «Критики можно легко избежать, если ничего не говорить, ничего не делать и быть ничем». Увы, эти мудрые и проверенные временем слова выступающий не всегда вспоминает, когда сталкивается с потоком критических замечаний. Для того, чтобы прокачать способность воспринимать критику смотрите наши подсказки.
- Никогда не путайте критику и хамство. В случае с последним действуйте в рамках УК и этических норм. Не отвечайте на хамство хамством. О хаме вы через некоторое время забудете, а о том, что поддались на провокацию и потеряли лицо, увы, будете вспоминать долго.
- Спокойствие, только спокойствие. Критика не перечеркивает все наши труды, а может быть вполне конструктивной. Но чтобы это понять достаточно посчитать до 10 и сделать несколько глубоких вдохов.
- Детали и подробности. Не все критики являются мастерами точных формулировок. Если вас что-то смутило в критическом замечании, попросите более подробно рассказать о сути претензий. И задайте уточняющие вопросы: а например? а если подробнее?
- Слушайте внимательно. Пока вас критикуют, сосредоточьтесь на той информации, которую ваш собеседник старается до вас донести. Вполне вероятно, что в этом есть здравое зерно истины. Не стоит сразу думать о способах защиты.
- Никто не идеален. Нам всем свойственны промахи и ошибки. Сегодня вас критикуют, а завтра — вы царь горы. Диалектика. Дышите ровнее.
- Мы все разные. Критикующий видит общую картину с другой стороны. Используйте его взгляд, чтобы улучшить проект или доклад. Бывало, что между великими художниками, писателями и их критиками иногда устанавливается что-то вроде искренней симпатии. Эти люди знали толк во взгляде со стороны и использовали критику во благо.
- Будьте благодарны. Равнодушие может убить даже самую хорошую работу. Критики никогда не бывают равнодушны. Цените и благодарите их.
- Убедитесь в понимании предмета. Выступающего могут критиковать, не разобравшись в тех тезисах, которыми он в щедро делится. Учитывайте интеллектуальный уровень и культурный багаж вашей аудитории. И, в случае, если слушатели пока не в состоянии воспринять ваш материал, снижайте интеллектуальный накал и объясните на более простых примерах.
Удачи!
Федорова Е.
Получила представление о коучинге и возможности его использования в работе.