Календарь

Модерация или фасилитация: что общего и в чем отличия?

Сходства этих методов организации групповых дискуссий связаны с их использованием во время различных встреч от воркшопов до крупных конференций и семинаров. Оба основаны на применении стикеров, поинтов, специальных карточек модерации, флипчартов, модерационных досок и других средств организации дискуссии. При этом ведущий должен максимально продуктивно провести обсуждение, чтобы добиться наибольшего результата.

Отличия модерации и фасилитации

Их отличия лежат в плоскости методологии и функциях организатора. Модерацию характеризует большая регламентация и структурированность. За полувековую историю ее применения широкое распространение получили только несколько техник группового взаимодействия.

Аутентичный вариант модерационной сессии предполагает выполнение следующих шагов:

  • представление присутствующих и ведущего;
  • предложение тем;
  • выбор тем;
  • организация дискуссии;
  • определение плана работы;
  • выводы и подведение итогов.

На всех этапах используются возможности модерационной доски, аккумулирующей актуальные данные в знаковой форме (таблицы, схемы, кластеры) при минимуме рисунков. Во время знакомства на доске фиксируются инициалы участника и некоторые дополнительные сведения. В процессе выбора темы любой из них предлагает варианты, по которым с помощью поинтов (специальных меток) происходит голосование. Иногда целесообразно определять тему заранее и писать на флипчарте.

Цели фасилитации

Фасилитация более вариативна, предполагает использование различных инструментов визуализации:

  • рисунки;
  • коллажи;
  • пазлы;
  • конструкторы Lego и другие.

Методы фасилитации

Одна из процедур фасилитации warm-ups (разогрев участников) проходит максимально динамично. Например, присутствующих просят изобразить олицетворяющий их символ и ожидания от общения. Затем они начинают перемещение по площадке и делятся впечатлением о своих рисунках в парах.

Фасилитация также подчиняется определенной схеме, но этот стиль управления менее регламентирован. Использование метода «Открытое пространство» позволяет выбирать предпочитаемые темы и голосовать за них «ногами». Все желающие могут подключиться к работе любой площадки, оставаясь на одной из них или посещая сразу несколько.

Роль фасилитатора сводится к направлению группы на нужный результат. В ряде случаев, когда во время встречи обозначаются особо сложные проблемы, требующие комплексного обсуждения, допускается корректировка намеченного плана. 

Выбор между фасилитацией и модерацией

Выбор между модерацией и фасилитацией определяется 4-мя ключевыми факторами:

  1. Количеством участников, вовлекаемых в дискуссию. Модерация эффективна для малых групп, фасилитация позволяет работать с достаточно большим количеством людей. 
  2. Целями и направленностью взаимодействия. Фасилитация незаменима на встрече, предполагающей обмен самыми разными и креативными мнениями по неоднозначным вопросам, требующим нахождения компромисса для принятия сложных и взвешенных решений по поводу, например, корпоративных ценностей. Технология модерации, напротив, предполагает, что обсуждение происходит последовательно по строго заданному, жесткому сценарию и всегда направлена результативное решение конкретного запроса. Например, если заказчику требуется, чтобы его сотрудники разработали планы по повышению уровня продаж, то в финале модерационной сессии такой план будет лежать на столе.  
  3. Временем, отведенным для группового обсуждения. Если модерация основывается на жестком регламенте дискуссии, а значит и жестком тайминге, то фасилитация – более свободный по времени формат работы, который подойдет, например, и для обсуждения в ходе непродолжительной утренней планерки в кабинете директора. 
  4. Уровнем организации и особенностями участников. В компаниях с авторитарным стилем управления, где доминирует бескомпромиссный формат принятия решений, а также в ряде возрастных коллективов структурированная модерация, как говорят, без «бантиков» воспринимается лучше.

BuroAkzent - одна из первых консалтинговых компаний, которая импортировала на российский рынок и адаптировала западно-европейские технологии модерации. Бизнес-тренеры компании отдают предпочтение методу модерации в проведении стратегических и аналитических сессий для заказчиков, рабочих групп и совещаний.

BuroAkzent предоставляет возможность руководителям, менеджерам проектов, HR-руководителям, бизнес-тренерам и коучам пройти обучение классическим  технологиям модерации - освоить метод модерации как для управлениия, так и в проведениия тренингов.


Сертификаты

Все сертификаты

Благодарственные письма

письмо

Все письма

ОТЗЫВЫ
Вечер с экспертом Анастасией Казанцевой «Оценочный супермаркет». Отзыв Е.Положенцевой, Coral Travel

Положенцева Е. Е.,

Хорошая организация, доброжелательная обстановка. Очень подробное объяснение материала тренером.

Все отзывы

Подписка на новости

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение

Это интересно
Статьи
Все статьи
Интервью с Роман Джуренко, HR Business Partner, East Europe & Central Asia Тетра пак. Опыт реализации стратегии HR в компании Тетра пак. Интервью с Роман Джуренко, HR Business Partner, East Europe & Central Asia Тетра пак. Опыт реализации стратегии HR  в компании Тетра пак.

BuroAkzent: Роман, большое спасибо, что Вы согласились дать интервью. В рамках выставки… подробнее

3 типичные ошибки командообразования 3 типичные ошибки командообразования

Успешно создать и эффективно развивать команду возможно, если избегать распространенных ошибок командообразования. Причем все они "идут" сверху. подробнее

Видео
Все видео