Модерация или фасилитация: что общего и в чем отличия?
Сходства этих методов организации групповых дискуссий связаны с их использованием во время различных встреч от воркшопов до крупных конференций и семинаров. Оба основаны на применении стикеров, поинтов, специальных карточек модерации, флипчартов, модерационных досок и других средств организации дискуссии. При этом ведущий должен максимально продуктивно провести обсуждение, чтобы добиться наибольшего результата.
Отличия модерации и фасилитации
Их отличия лежат в плоскости методологии и функциях организатора. Модерацию характеризует большая регламентация и структурированность. За полувековую историю ее применения широкое распространение получили только несколько техник группового взаимодействия.
Аутентичный вариант модерационной сессии предполагает выполнение следующих шагов:
- представление присутствующих и ведущего;
- предложение тем;
- выбор тем;
- организация дискуссии;
- определение плана работы;
- выводы и подведение итогов.
На всех этапах используются возможности модерационной доски, аккумулирующей актуальные данные в знаковой форме (таблицы, схемы, кластеры) при минимуме рисунков. Во время знакомства на доске фиксируются инициалы участника и некоторые дополнительные сведения. В процессе выбора темы любой из них предлагает варианты, по которым с помощью поинтов (специальных меток) происходит голосование. Иногда целесообразно определять тему заранее и писать на флипчарте.
Цели фасилитации
Фасилитация более вариативна, предполагает использование различных инструментов визуализации:
- рисунки;
- коллажи;
- пазлы;
- конструкторы Lego и другие.
Методы фасилитации
Одна из процедур фасилитации warm-ups (разогрев участников) проходит максимально динамично. Например, присутствующих просят изобразить олицетворяющий их символ и ожидания от общения. Затем они начинают перемещение по площадке и делятся впечатлением о своих рисунках в парах.
Фасилитация также подчиняется определенной схеме, но этот стиль управления менее регламентирован. Использование метода «Открытое пространство» позволяет выбирать предпочитаемые темы и голосовать за них «ногами». Все желающие могут подключиться к работе любой площадки, оставаясь на одной из них или посещая сразу несколько.
Роль фасилитатора сводится к направлению группы на нужный результат. В ряде случаев, когда во время встречи обозначаются особо сложные проблемы, требующие комплексного обсуждения, допускается корректировка намеченного плана.
Выбор между фасилитацией и модерацией
Выбор между модерацией и фасилитацией определяется 4-мя ключевыми факторами:
- Количеством участников, вовлекаемых в дискуссию. Модерация эффективна для малых групп, фасилитация позволяет работать с достаточно большим количеством людей.
- Целями и направленностью взаимодействия. Фасилитация незаменима на встрече, предполагающей обмен самыми разными и креативными мнениями по неоднозначным вопросам, требующим нахождения компромисса для принятия сложных и взвешенных решений по поводу, например, корпоративных ценностей. Технология модерации, напротив, предполагает, что обсуждение происходит последовательно по строго заданному, жесткому сценарию и всегда направлена результативное решение конкретного запроса. Например, если заказчику требуется, чтобы его сотрудники разработали планы по повышению уровня продаж, то в финале модерационной сессии такой план будет лежать на столе.
- Временем, отведенным для группового обсуждения. Если модерация основывается на жестком регламенте дискуссии, а значит и жестком тайминге, то фасилитация – более свободный по времени формат работы, который подойдет, например, и для обсуждения в ходе непродолжительной утренней планерки в кабинете директора.
- Уровнем организации и особенностями участников. В компаниях с авторитарным стилем управления, где доминирует бескомпромиссный формат принятия решений, а также в ряде возрастных коллективов структурированная модерация, как говорят, без «бантиков» воспринимается лучше.
BuroAkzent - одна из первых консалтинговых компаний, которая импортировала на российский рынок и адаптировала западно-европейские технологии модерации. Бизнес-тренеры компании отдают предпочтение методу модерации в проведении стратегических и аналитических сессий для заказчиков, рабочих групп и совещаний.
BuroAkzent предоставляет возможность руководителям, менеджерам проектов, HR-руководителям, бизнес-тренерам и коучам пройти обучение классическим технологиям модерации - освоить метод модерации как для управлениия, так и в проведениия тренингов.
Романова Галина,
Классный семинар! Есть чему поучиться! Работа тренера - высший класс!