Обучение фасилитации
Согласно опросу, проведённому в 2016 году среди бизнес-тренеров из 24 городов России, около 20 процентов опрошенных профессионально владели техникой фасилитации, в то время как 60 процентов были знакомы с некоторыми её приёмами и упражнениями, а 9 процентов делали в фасилитации первые шаги. Лишь около 10 процентов опрошенных управляли обсуждениями в рабочих группах, руководствуясь исключительно собственной интуицией. Таким образом, в той или иной степени, с фасилитацией были знакомы около 90 процентов опрошенных.
Особенности фасилитации
Что же такое «фасилитация» и какова в ней роль тренера? Фасилитация (от англ. facilitate – облегчать, упрощать, способствовать) – способ организации коллективной дискуссии, направленный на повышение её эффективности. Использование фасилитационных техник помогает построить диалог между членами коллектива, способствует заинтересованности и вовлечённости людей в рабочий процесс. Техника фасилитации широко применяется при организации коллективных обсуждений на рабочих встречах, конгрессах, в проектных группах и совещаниях, когда приходится решать сложные и жизненно важные для бизнес-организаций вопросы: находить проблемные для развития точки, анализировать причины проблем, осуществлять стратегическое планирование.
Человек, который обеспечивает такую успешную групповую коммуникацию, называется фасилитатором. Он, в отличие от руководителя компании или тренера, не столько организует работу группы извне (как это происходит при классическом управлении и традиционном тренинге), сколько находится внутри организуемой группы и принимает участие в процессе работы.
Несмотря на нахождение внутри группы, опытный фасилитатор должен сохранять нейтралитет, не выражать свою собственную точку зрения. Он не тот, кто непосредственно выполняет поставленную задачу, а тот, кто, используя определенные упражнения по фасилитации и навыки, основанные на новейших открытиях в области коммуникативной психологии, помогает участникам группы эффективно взаимодействовать и прийти к совместному командному результату.
Фасилитаторы умеют создавать или поддерживать благоприятный климат в группе, нивелируют конфликты, стимулируют инициативу и помогают раскрыть творческий потенциал членов группы, учитывая их индивидуальные особенности. Профессиональный ведущий фасилитационной сессии способен быстро вернуть обсуждение в конструктивное русло, помочь людям фокусироваться на обсуждаемом вопросе без отклонений на другие темы, умеет вовремя остановиться и подвести итоги.
Резюмируя, фасилитация позволяет значительно улучшить следующие качества коллективной дискуссии:
- скорость;
- эффективность;
- креативность.
Фасилитация или модерация?
В настоящее время в России количество бизнес-тренеров и специалистов, использующих фасилитацию непрерывно растёт. Навыками на профессиональном уровне можно овладеть, пройдя обучение в школах фасилитации или посещая специализированные курсы и тренинги. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция российских фасилитаторов.
Тренеры Бюро корпоративного развития Akzent профессионально владеют техниками фасилитации стратегических и аналитических сессий и совещаний. Но всё же главной в практике нашей компании остается технология модерации, которую отличает от фасилитации четкий алгоритм работы, всегда приводящий к результату. BuroAkzent является пионером в применении метода модерации, ведь именно немецкие партнеры нашей компании впервые привезли эту технологию в Россию в 2006 году.
Развивая эту специализацию более 10 лет бизнес-тренеры BuroAkzent успешно использовали техники модерации в сессиях разной тематики для руководителей и специалистов ведущих бизнес-компаний различных отраслей: МТС, «Мегафон», «Данон Индустрия», British American Tobacco, «АльфаСтрахование», банк «Возрождение», кинодистрибьютор «Юнайтед Пикчерз» и т.д.
Мастера модерации BuroAkzent уделяют особое внимание распространению технологии, стремятся поделиться опытом с коллегами по тренерскому сообществу. Тренинги BuroAkzent по освоению модерации рассчитаны как для тех, кто только открывает для себя все преимущества метода, так и для сложившихся специалистов, которые хотят глубже изучить секреты профессии. Например, трехдневная программа «Освоение метода модерации» разработана для 12 человек. Группа небольшая, но тем доверительнее атмосфера и эффективнее процесс ускоренного обучения от теории к практике. Ведет программу Мария Морозова - бизнес-тренер, executive-coach, генеральный директор BuroAkzent.