Календарь

Рынок коучинга в России: особенности развития и перспективы

1. Рынок коучинга в России находится в стадии «оформления». Несмотря на достаточно большое количество на рынке авантюристов и лжекоучей, которые дискредитируют и обесценивают профессию, заметны успехи «охранных мероприятий», которые проводят профессиональные ассоциации и организации. Это сертификация специалистов, регулярное обучение и обязательные супервизии для подтверждения профессиональных компетенций, выработка и распространение стандартов профессии. В Ассоциации русскоязычных коучей разработан и применяется комплекс этических правил (этический кодекс), действует совет по Этике. Сообществом коучей разработана новая редакция профессионального стандарта «коуч», которая после утверждения в правительстве страны будет закреплена в общероссийском классификаторе профессий. На рынке профессиональными ассоциациями предлагаются образовательные программы по обучению коучей. 

2. Процесс структурирования рынка сопровождается ростом разнообразных ниш и интеграции коучинга со смежными специальностями: например, agile-коучинг, коуч-фасилитатор или коуч-консультант – этим сегодня уже никого не удивишь.

3. Профессионалы постепенно вытесняют с рынка самозванцев. Эта тенденция особенно заметна в узких сегментах, например, в бизнес-коучинге. Благодаря этому отношение к коучингу в бизнесе меняется с настороженного или даже негативного на заинтересованное и позитивное. Вторая причина: смена управленческих поколений, приход в руководство компаний новых, молодых руководителей, для которых коучинг – не просто модное слово, а востребованный инструмент для повышения результативности – как собственной, так и персонала бизнес-организации.

4. Первое место в использовании коучинга в бизнесе сохраняет коучинг для руководителей. Это объяснимо: в применении коучинга компании фокусируются на ключевых фигурах, от которых напрямую зависят бизнес-показатели компании. Второе место за командным (групповым) коучингом: управление проектами и талантами, развитие кадрового резерва, повышение продаж, разработка нового продукта или реструктуризация бизнеса ведут к тому, что руководство компаний применяет коучинг осмысленно для повышения личной эффективности сотрудников и эффективности их взаимодействия в достижении поставленных целей. Коучинг становится одной из ключевых компетенций руководителей.

5. В бизнес-организациях продолжается развитие коучинговой культуры. В большинстве компаний коучинг уже применяется не эпизодически, а достаточно регулярно. Тем не менее, только незначительное количество бизнес-организаций (в основном это большие бизнесы) могут говорить об интегрированном характере коучинговой практики (когда коучинг является как формально, так и неформальной практикой, а сотрудники получают обратную связь и работают над ней с помощью коучинга). Большая же часть бизнеса остается на уровне тактического применения коучинга (когда признается ценность создания культуры коучинга, но сохраняется непонимание его значения и необходимых элементов).

6. Бизнес применяет как внутренних, так и внешних коучей, при этом существуют своего рода специфичные области деятельности внутренних и внешних коучей. Силами внутренних коучей компания проводит индивидуальный коучинг средних и линейных руководителей, специалистов, кандидатов в кадровый резерв. Приглашенные в компанию коучи (внешние коучи) традиционно работают высшими руководителями – менеджерами уровня топ или топ -1 – или же сотрудниками с высоким потенциалом. При этом коучинг высших руководителей проводится с периодичностью не реже 1 раза в месяц, а периодичность коучинга для развития персонала с высоким потенциалом – 1-2 раза в год.

Преимущества внешнего коуча в работе с первыми лицами компании (см. таблицу) сводятся к 2-3 главным качествам: как правило уровень профессионализма внешнего коуча выше, чем внутреннего; больше гарантий сохранения конфиденциальности происходящего на коуч-сессиях; внешний коуч всегда остается в рамках позиции коуча и не обременен какими-либо другими функциональными обязанностями в компании.

 

Внутренний коуч

Внешний коуч

Высокий уровень профессиональных компетенций и большой опыт

-

+

Сохранение конфиденциальности

-

+

Стоимость услуг / Доступность как внутреннего ресурса компании

+

-

Знание культуры бизнес-компании, ее процессов, сотрудников. Возможность и способность постоянно работать над развитием коучинговой культуры компании

+

-

Знание и доверие со стороны сотрудников

+

-

Готовность работать с первыми лицами компании, сохраняя баланс между позицией коуча и функциональной позицией в компании


 -


+

 

7. В бизнесе запросы на внешнего коуча ка правило поступают напрямую от первых руководителей или лиц, которые принимают решения, а также от HR-подразделений. Поиск коучей обычно проводится по рекомендациям (обращают внимание на репутацию коуча, результаты его работы). Социальные сети или тендеры занимают ничтожную долю в каналах поиска таких специалистов.

8. Востребованность коуча определяется прежде всего его репутацией, результатами его клиентов. Для позиций executive коучинга высших лиц компаний очень важен опыт работы коуча в бизнесе, а также способность коуча принести дополнительную реальную пользу бизнесу (т.е. насколько вырастет прибыль компании после работы коуча с топ-менеджером бизнеса). Фигура executive коуча должна быть сопоставима масштабу и неординарности руководителя.

9. Компании, применяющие коучинг, совершенствуют оценку его эффективности. Проводится оценка компетенций внутренних коучей, при этом наиболее распространенным инструментом становится супервизия, хотя большинство компаний и клиентов по-прежнему не применяет ее и не видят в ней острой необходимости.

10. Стоимость одной сессии у востребованного коуча может составлять до 25 тыс. рублей / час. Стоимость часовой сессии новичка в коучинге или рядового коуча – 2-3, а иногда 5 тыс. рублей. Рамки заработной платы коучей, например, в столице – от 50 тыс. рублей до 350 тыс. рублей. В среднем по России зарплаты коучей в диапазоне от 30 тыс. рублей до 90 тыс. рублей.

По прогнозам, если сохранится сегодняшняя динамика цивилизации рынка коучинговых услуг, то к 2022-23 гг.:

  • Обучение коучингу будет стандартизировано и подтверждаться государственным дипломом, цена обучения будет высокой.
  • Качество профессиональной подготовки коуча и качество коучинговых услуг вырастет, при этом стоимость коучинга станет доступнее. Прогнозируется, что снижение стоимости услуг произойдет в том числе из-за перехода коучинговых сессий в онлайн и их сокращения до нескольких минут. Одновременно, профессионалы рынка настаивают: онлайн никогда не заменит традиционных форм работы, особенно коучинге руководителей, где всегда будет важен персональный «живой» контакт коуча и клиента.
  • Коучинг станет таким же распространенным инструментом профессионального развития и личной результативности как тренинг и консалтинг.
  • Навыки коучинга получат самое широкое распространение. Коучинговые компетенции станут нормой не только для руководителей и менеджеров, но и для чиновников органов власти, учителей.
  • Оценка опыта и профессиональных компетенций коучей будет производиться регулярно за счет обязательных супервизии и менторинга.


В подготовке обзора использованы материалы:

- Исследование BUSINESS COACHING INDEX, FirstGull Coaching Review, номер #6 "Коучинг в управлении", 2016.
- Круглый стол «Коучинг в России» / журнал «Эксперт Северо-Запад», 2017.
Исследование International Coaching Community (ICC), 2016.
- Эдми Шалкекс «Каково будущее коучинга в 2017-2022 гг.»  (перевод статьи: Виктория Петрук, PCC, M.Ph., Глава Регионального подразделения ICF Russia Chapter в Москве и Московской области).


Сертификаты

Все сертификаты

Благодарственные письма

письмо

Все письма

ОТЗЫВЫ
Отзыв с корпоративного тренинга "Коммуникация в ситуации неиерархического подчинения. Убедительное поведение." "Позитивное впечатление. Полезно для дальнейшей эффективной работы с руководством, подчиненными, клиентами, друзьями, родственниками. Самым ценным…

Все отзывы

Подписка на новости

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение

Это интересно
Статьи
Все статьи
Специфика обучения взрослых. На что опираться и что учитывать, выстраивая программу тренинга Специфика обучения взрослых. На что опираться и что учитывать, выстраивая программу тренинга

Эссе финалистов XIII Всероссийского ежегодного конкурса бизнес-тренеров в номинации "Опытные бизнес-тренеры" Любови Коваленко и Сергея Бекрицкого подробнее

Конкурс — это маленькая жизнь Конкурс — это маленькая жизнь

Оглядываясь в недавнее прошлое тренер Юлия ОРЛОВА вспоминает своё участие в конкурсе "Тренерское мастерство-XI" и те обстоятельства, которые привели ее к победе подробнее

Видео
Все видео