Календарь

Рынок коучинга в России: особенности развития и перспективы

1. Рынок коучинга в России находится в стадии «оформления». Несмотря на достаточно большое количество на рынке авантюристов и лжекоучей, которые дискредитируют и обесценивают профессию, заметны успехи «охранных мероприятий», которые проводят профессиональные ассоциации и организации. Это сертификация специалистов, регулярное обучение и обязательные супервизии для подтверждения профессиональных компетенций, выработка и распространение стандартов профессии. В Ассоциации русскоязычных коучей разработан и применяется комплекс этических правил (этический кодекс), действует совет по Этике. Сообществом коучей разработана новая редакция профессионального стандарта «коуч», которая после утверждения в правительстве страны будет закреплена в общероссийском классификаторе профессий. На рынке профессиональными ассоциациями предлагаются образовательные программы по обучению коучей. 

2. Процесс структурирования рынка сопровождается ростом разнообразных ниш и интеграции коучинга со смежными специальностями: например, agile-коучинг, коуч-фасилитатор или коуч-консультант – этим сегодня уже никого не удивишь.

3. Профессионалы постепенно вытесняют с рынка самозванцев. Эта тенденция особенно заметна в узких сегментах, например, в бизнес-коучинге. Благодаря этому отношение к коучингу в бизнесе меняется с настороженного или даже негативного на заинтересованное и позитивное. Вторая причина: смена управленческих поколений, приход в руководство компаний новых, молодых руководителей, для которых коучинг – не просто модное слово, а востребованный инструмент для повышения результативности – как собственной, так и персонала бизнес-организации.

4. Первое место в использовании коучинга в бизнесе сохраняет коучинг для руководителей. Это объяснимо: в применении коучинга компании фокусируются на ключевых фигурах, от которых напрямую зависят бизнес-показатели компании. Второе место за командным (групповым) коучингом: управление проектами и талантами, развитие кадрового резерва, повышение продаж, разработка нового продукта или реструктуризация бизнеса ведут к тому, что руководство компаний применяет коучинг осмысленно для повышения личной эффективности сотрудников и эффективности их взаимодействия в достижении поставленных целей. Коучинг становится одной из ключевых компетенций руководителей.

5. В бизнес-организациях продолжается развитие коучинговой культуры. В большинстве компаний коучинг уже применяется не эпизодически, а достаточно регулярно. Тем не менее, только незначительное количество бизнес-организаций (в основном это большие бизнесы) могут говорить об интегрированном характере коучинговой практики (когда коучинг является как формально, так и неформальной практикой, а сотрудники получают обратную связь и работают над ней с помощью коучинга). Большая же часть бизнеса остается на уровне тактического применения коучинга (когда признается ценность создания культуры коучинга, но сохраняется непонимание его значения и необходимых элементов).

6. Бизнес применяет как внутренних, так и внешних коучей, при этом существуют своего рода специфичные области деятельности внутренних и внешних коучей. Силами внутренних коучей компания проводит индивидуальный коучинг средних и линейных руководителей, специалистов, кандидатов в кадровый резерв. Приглашенные в компанию коучи (внешние коучи) традиционно работают высшими руководителями – менеджерами уровня топ или топ -1 – или же сотрудниками с высоким потенциалом. При этом коучинг высших руководителей проводится с периодичностью не реже 1 раза в месяц, а периодичность коучинга для развития персонала с высоким потенциалом – 1-2 раза в год.

Преимущества внешнего коуча в работе с первыми лицами компании (см. таблицу) сводятся к 2-3 главным качествам: как правило уровень профессионализма внешнего коуча выше, чем внутреннего; больше гарантий сохранения конфиденциальности происходящего на коуч-сессиях; внешний коуч всегда остается в рамках позиции коуча и не обременен какими-либо другими функциональными обязанностями в компании.

 

Внутренний коуч

Внешний коуч

Высокий уровень профессиональных компетенций и большой опыт

-

+

Сохранение конфиденциальности

-

+

Стоимость услуг / Доступность как внутреннего ресурса компании

+

-

Знание культуры бизнес-компании, ее процессов, сотрудников. Возможность и способность постоянно работать над развитием коучинговой культуры компании

+

-

Знание и доверие со стороны сотрудников

+

-

Готовность работать с первыми лицами компании, сохраняя баланс между позицией коуча и функциональной позицией в компании


 -


+

 

7. В бизнесе запросы на внешнего коуча ка правило поступают напрямую от первых руководителей или лиц, которые принимают решения, а также от HR-подразделений. Поиск коучей обычно проводится по рекомендациям (обращают внимание на репутацию коуча, результаты его работы). Социальные сети или тендеры занимают ничтожную долю в каналах поиска таких специалистов.

8. Востребованность коуча определяется прежде всего его репутацией, результатами его клиентов. Для позиций executive коучинга высших лиц компаний очень важен опыт работы коуча в бизнесе, а также способность коуча принести дополнительную реальную пользу бизнесу (т.е. насколько вырастет прибыль компании после работы коуча с топ-менеджером бизнеса). Фигура executive коуча должна быть сопоставима масштабу и неординарности руководителя.

9. Компании, применяющие коучинг, совершенствуют оценку его эффективности. Проводится оценка компетенций внутренних коучей, при этом наиболее распространенным инструментом становится супервизия, хотя большинство компаний и клиентов по-прежнему не применяет ее и не видят в ней острой необходимости.

10. Стоимость одной сессии у востребованного коуча может составлять до 25 тыс. рублей / час. Стоимость часовой сессии новичка в коучинге или рядового коуча – 2-3, а иногда 5 тыс. рублей. Рамки заработной платы коучей, например, в столице – от 50 тыс. рублей до 350 тыс. рублей. В среднем по России зарплаты коучей в диапазоне от 30 тыс. рублей до 90 тыс. рублей.

По прогнозам, если сохранится сегодняшняя динамика цивилизации рынка коучинговых услуг, то к 2022-23 гг.:

  • Обучение коучингу будет стандартизировано и подтверждаться государственным дипломом, цена обучения будет высокой.
  • Качество профессиональной подготовки коуча и качество коучинговых услуг вырастет, при этом стоимость коучинга станет доступнее. Прогнозируется, что снижение стоимости услуг произойдет в том числе из-за перехода коучинговых сессий в онлайн и их сокращения до нескольких минут. Одновременно, профессионалы рынка настаивают: онлайн никогда не заменит традиционных форм работы, особенно коучинге руководителей, где всегда будет важен персональный «живой» контакт коуча и клиента.
  • Коучинг станет таким же распространенным инструментом профессионального развития и личной результативности как тренинг и консалтинг.
  • Навыки коучинга получат самое широкое распространение. Коучинговые компетенции станут нормой не только для руководителей и менеджеров, но и для чиновников органов власти, учителей.
  • Оценка опыта и профессиональных компетенций коучей будет производиться регулярно за счет обязательных супервизии и менторинга.


В подготовке обзора использованы материалы:

- Исследование BUSINESS COACHING INDEX, FirstGull Coaching Review, номер #6 "Коучинг в управлении", 2016.
- Круглый стол «Коучинг в России» / журнал «Эксперт Северо-Запад», 2017.
Исследование International Coaching Community (ICC), 2016.
- Эдми Шалкекс «Каково будущее коучинга в 2017-2022 гг.»  (перевод статьи: Виктория Петрук, PCC, M.Ph., Глава Регионального подразделения ICF Russia Chapter в Москве и Московской области).


Сертификаты
Благодарственные письма

письмо

ОТЗЫВЫ
Бизнес-симуляция по управлению продажами. Отзыв Н.Марковой

Маркова Н.А.

Впечатления: Большой объем информации. Актуально. Самое полезное: Командная работа с сотрудниками других регионов. Тренировка навыков работы в…
Подписка на новости
БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение Зарегистрироваться

Это интересно
Статьи
Все статьи
Думать руками, или Зачем на стратегической сессии кубики "Лего" Думать руками, или Зачем на стратегической сессии кубики "Лего"

Игровые решения в бизнес обучении приобретают большую популярность. При этом, речь не идет только о простых форматах игр, например, тимбилдингов. Игры начинаю применяться в серьезных мероприятиях – стратегических сессиях, конференциях, тренингах, деловых совещаниях и переговорах. подробнее

Тренинги по управлению персоналом Тренинги по управлению персоналом

Продуктивная работа фирмы зависит от квалифицированного подбора кадров. Важнейшая роль в данном вопросе ложиться на плечи директоров HR-отделов, руководителей компаний и менеджеров по подбору персонала. Эти специалисты отвечают за то, какие люди будут решать… подробнее

Видео
Все видео