Специфика обучения взрослых. На что опираться и что учитывать, выстраивая программу тренинга
В ходе отборочного этапа XIII Всероссийского ежегодного конкурса бизнес-тренеров «Тренерское мастерство» конкурсанты выполняли несколько письменных заданий, в том числе участников конкурса просили поделиться их точкой зрения относительно актуальных тенденций в развитии профессии бизнес-тренера и рынка тренинговых услуг.
Бизнес-тренер АО "АльфаСтрахование" Любовь Коваленко (Новосибирск) и бизнес-тренер, начальник сектора тренинговой поддержки департамента сервиса компании "Элкод" Сергей Бекрицкий (Москва) предложили жюри номинации для опытных бизнес-тренеров эссе на тему "Специфика обучения взрослых. На что опираться и что учитывать, выстраивая программу тренинга".
По итогам отборочного этапа и Любовь, и Сергей вышли в финал конкурса. В финальных соревнованиях Любовь Коваленко завоевала 1-место, Сергей Бекрицкий стал серебряным призером конкурса.
Сергей Бекрицкий, начальник сектора тренинговой поддержки департамента сервиса компании "Элкод" (Москва)
Специфика полностью раскрывается только в сравнении с чем-то. А по минимуму – это перечень фокусов, которым нужно уделять особое внимание. В рамках данного эссе большее внимание уделю второму фактору.
Не буду раскрывать тему общепризнанного цикла Колба – это будет просто повтор известных всем истин и практик своими словами.
Ниже описываю критичные для целей тренинга основные проявления/феномены и обстоятельства, связанные «со взрослостью» и взрослой средой, с которыми автор встречался и продолжает встречаться на протяжении 8 лет в качестве корпоративного тренера (в своей компании и на выездах). Т.е. предмет исследования – корпоративное обучение.
Важно! Речь в данном эссе пойдет не столько о целостности программы (структуры и последовательности блоков), а в первую очередь о приемах и вариативности, которыми мы можем усиливать программу, выстраивая ее под цели и задачи заказчика. Плюс – рекомендации.
Обстоятельства и Феномены |
Комментарии и Рекомендации при подготовке программы |
Разный практический опыт участников группы приводит к:
|
Решается техническими способами. Например:
|
Разные социальные роли в рамках организации. Не все организационные культуры предусматривают равенство (хотя бы формальное) на обучающих мероприятиях. |
|
Взрослые могут настаивать на том, кем им хочется быть в настоящий момент – субъектом или объектом обучения |
|
Могут противопоставлять свой опыт теории. Часто этим грешат новички. |
Очень важно подготовить примеры из практики. Еще лучше, если это будут аудиозаписи. |
Влияние накладывает эпизодичность обучения:
|
Если большой разрыв, закладываем:
|
Постоянные проверки тренера на его компетентность как практика. Тяготеют к формату: покажите нам, как правильно, а мы уж потом сами. |
В н.в. решения типа «хирург не обязан быть с удаленным у себя аппендицитом» не работают. Извольте идти «в поля» или придумывайте эти «поля». Практически все темы можно «отыграть» и потренировать дома в своем окружении. Только для тренинга надо заготовить и предоставить доказательства: фото, аудио записи и т.п., или быть ну оооочень убедительным. В самом тренинге лучше всего продемонстрировать умение показать, а не только обучить превентивно там, г де вы действительно сильны. И тогда дальше фраза из начала блока сработает. |
Часто формируется запрос на другие темы |
Всегда закладывать время на подобные вещи. Если компетентность и эрудированность тренера позволяет быстро перестроиться и отработать блок не в ущерб основному времени – это сильно поднимает его авторитет в глазах участников. |
Рабочие результаты участника «норма» и выше – зачем что-то менять. |
Заложите в программу «хорошие истории сверхпрыжка» - универсальный прием, когда свой нужный посыл тренер передает с помощью байки или истории из своей практики. |
Желание выплеснуть на тренинге все плохое, что есть на работе. И зачастую даже не связанное с темой. |
Включайте блок "Запас". Это время на работу с сопротивлением участников. Если его не будет, то даем добавочное упражнение на практику. |
Печальное получилось эссе… Только о проблемах. На самом деле очень много прекрасного происходит на тренингах. И можно усиливать программу, например, используя такие проявления в рамках теория МакКелланда, как желание продемонстрировать:
- Свой успех. Под таких участников должны быть блоки в формате круглого стола.
- Свою причастность. Под таких – включаем блоки командной работы.
- Власть. Неопасно, если переводить на власть над ситуацией.
Подытоживая… Специфика обучения взрослых в том, что может начать «шататься» любая программа. Как последний пример - был (славу богу) единичный случай, когда на меня "наехала" половина группы, а потом после первого дня извинялись в кулуарах, объясняя это желанием быть услышанными Заказчиком тренинга. А я должен быть «средством доставки» их "месседжа".
Поэтому в основе моего эссе заложена идея закладывания вариативности при подготовке любой программы.
Смотрите также фрагменты демотренинга Сергея Бекрицкого в финале XIII Всероссийского ежегодного конкурса бизнес-тренеров "Учимся слушать и слышать" >>>
Любовь Коваленко, бизнес-тренер АО "АльфаСтрахование" (Новосибирск)
О том, что я хочу стать тренером, я поняла в 2009 году. На тот момент я работала в другой сфере, но однажды осознав, что хочу быть «по ту сторону» (передавать знания), все поменялось. Меня взяли на первом же собеседовании – помощником тренера. Тогда я пребывала в огромных розовых очках о том, как это здорово работать в области, которая меняет людей, закладывает изменения, трансформацию. Что уж таить, я до сих пор так считаю и горжусь сферой, в которой работаю и развиваюсь, хотя очки все же немного изменили свой цвет на более реалистичный.
Почему я начала с воспоминаний? Потому что уже тогда на первом собеседовании понимала – я хочу работать именно со взрослой аудиторией. Ведь «быть по ту сторону» можно и в детском саду, и в школе. Но работа с подростками и детьми мною внутренне была отвергнута. И видимо не спроста, слово «педагогика» к себе не манило, а вот «андрагогика» оказалось несет глубокий запас интереса и смысла.
Собственно говоря, это слово - «смысл» и определяет одну из главных особенностей работы со взрослой аудиторией. Знать: зачем, что, как и где пригодится. Потребность в обосновании смысла. А помимо смысла, важными, на мой взгляд, являются еще:
- Опыт.
- Мотивация.
- Практика.
Опыт – то, что отличает обучение детей от взрослых. Дети верят тому, что говорят и воспринимают информацию как новую. Взрослые – нет.
- «У меня есть мое видение!»
- «Что ж я зря 5-10-25 лет отработал, неужели ж я не знаю?»
Призма, установки, привычки, взгляды – то, что определяет базис любого взрослого. С таким аппетитным набором они приходят к нам на тренинг. Оберегают свою хрустальную драгоценность, не дают сразу даже присмотреться, не то что подержаться или потрогать. Если и дают, то только понимая, кому это можно доверить и зачем ему самому это надо.
А это уже другой фактор – мотивация. В каком случае я буду работать? И чего я хочу (или по-русски, а оно мне надо)?
Такие вопросы себе задает далеко не каждый участник тренинга, но каждый понимает – если не найти то, ради чего стоит быть здесь на обучении, это обернется пустой тратой времени. Отличие, например, от обучения в школе в том, что в школьной среде правила просты – «учиться надо» и эти правила устанавливают извне (все, кому не лень) – родители, учителя, директор школы и т.д.
Взрослая же жизнь требует от человека, чтобы правила устанавливал уже не кто-то другой, а он сам. Даже те взрослые, которые нуждаются в постоянном сопровождении и наставлении, приходя на тренинг оказываются на распутье – работать ради себя (и искать свои смыслы и причины здесь находиться) или довольствоваться тем, что так сказал работодатель.
В этом, на мой взгляд, кроется сложность внутрикорпоративных тренингов, когда мотивацию за тебя «уже нашли», по крайней мере так часто кажется на первый взгляд участникам. С открытыми тренингами ситуация именно с этим фактором чуть лучше – как правило, люди приходят, имея свой запрос, а вместе с ним и мотивацию на реализацию и поиск оптимального решения для себя.
Что же еще важно нашей аудитории? Вспомните, какие цели обозначают чаще всего на этапе сбора ожиданий участники? Хочу алгоритм, хочу знать «как». Основной запрос связан с инструментом! Собственный ресурсный или концептуальный результат обозначается как цель крайне редко. Людей волнует «А можно ли применить это на практике?». Резонный и нужный вопрос, не правда ли?
Как учитывать эти особенности при разработке и проведении тренинги?
СМЫСЛ
- Четко знать самому как тренеру, зачем мы делаем упражнения / задания, каких целей хотим достичь, в чем конкретная польза.
- Четко доносить до участников эту же информацию в виде понятных инструкций и комментариев, предвосхищающих вопрос «зачем?».
ОПЫТ
- «Вытаскивать» опыт каждого и задавать вопросы о смысле / ценности.
- Предоставлять возможность принятия самостоятельных решений на тренинге.
- Создавать ситуации, когда участники получают ценный опыт рефлексии и предоставления (получения) обратной связи.
МОТИВАЦИЯ
- Находить «болевые точки.
- Продумывать заранее «миф» тренинга – ключевой посыл, идею, смыслы.
- Адаптировать и гибко изменять программу в процессе, прежде всего, при возникновении сопротивлений.
- Обращать фокус внимания и периодически возвращаться к обсуждению, а зачем вы здесь.
- Каждую новую тему начинать с погружения и проблематизации (ищем смыслы – находим персональную мотивацию). Для меня в свое время открытием стала 3-х частная структура номера в тренинге. «ПДО» - проблематизация, дидактика, отработка. Удобная и рабочая система, аналог цикла Колба.
ПРАКТИКА
- Постоянная практика и тренировка навыков (после каждой мини-темы).
- Практические задания, применимые в реальной рабочей сфере с учетом профессионального опыта.
А еще есть фактор, который важен в любом обучении.
И здесь можно не разделять по возрастному признаку – дети или взрослые. Это фактор доверия. Своей задачей я вижу – создавать пространство, в котором участники смогут общаться открыто, доверяя как друг другу, так и конечно же мне как тренеру, личности и человеку.
Часто именно это - залог успеха.
Родневская Янина,
Высокий уровень организации мероприятия, качественное техническое обеспечение, опытный тренер. Профессиональная коммуникация с аудиторией,…