Технология работы в кризис. Интервью с Татьяной Салахиевой
Мнения наших экспертов о том, как работать в кризис. Интервью с бизнес-тренером BuroAkzent Татьяной Салахиевой
- Что такое кризис для тебя?
Кризис – это точка роста, своеобразная «бритва Оккама», которая отсекает все лишнее, ненужное, раздутое, неэффективное и оставляет только наиболее жизнеспособное. Процесс, безусловно, стрессовый и шоковый для большинства игроков рынка и для конечных потребителей, но в целом для рынка оздоровительный. Без кризиса сопротивление изменениям настолько велико, что даже все давно назревающие изменения в компаниях находятся годами в стадии хронического напряжения, в то время как огромные бюджеты тратятся на стартапы, большинство из которых никогда не окупят даже начальных инвестиций. Поэтому кризис – это в своем роде чрезвычайно обостренный естественный отбор, в котором выживают наиболее конкурентоспособные, гибкие и эффективные игроки.
- Что ты, как тренер, делаешь по-другому в кризис?
В кризис я, как тренер, нахожусь, по сути, в той же ситуации, что и мои заказчики: т.е. я вынуждена произвести ревизию годами наработанного портфолио, отложить «в стол» большинство любимых, но неактуальных здесь и сейчас тем, оставить наиболее востребованные и в разы развить клиентоориентированность и исследовать «горящие» запросы рынка, адаптивно разрабатывая наиболее эффективные программы.
- Какие «фишки» работают в кризис?
Эффективность, нацеленность на конкретный результат, максимальный уход от «пафоса» и общих мест, максимальная приземленность и приближенность к реалиям бизнеса Заказчика, смещение фокуса от «коробочных» решений к кастомизированным программам, несмотря на экономичность первых.
- Какие выводы ты сделала для себя по итогам предыдущего кризиса?
Это непросто, но в итоге не страшно и даже азартно. Если ты профессионален, гибок и готов быстро реагировать в турбулентных условиях рынка – то в кризис имеешь все шансы расти бОльшими темпами, чем конкуренты. Это время, когда у молодых и резвых есть шанс вылезти впереди больших, надежных и тугодумных. Это касается в одинаковой степени всех: и отдельных людей, и мелких игроков рынка, и крупных корпораций.
- Чего точно нельзя делать в кризис? (может быть есть примеры компаний и их неэффективных решений или просто твои размышления на этот счет)
Точно нельзя экономить на обучении и развитии. Этой ценностью я пропитана сама и транслирую ее всеми возможными методами. На комфорте и предметах не первоочередной важности экономить можно и даже нужно. А на обучении – нет. Саморазвитие – наиболее «благодарная» и надежная сфера для инвестиций, дивиденды от которой накапливаются и «выстреливают» в геометрической прогрессии. Это – накопленный потенциал силы. Кризис – идеальное время для освоения новых знаний, умений и навыков, несмотря на внешне кажущуюся абсурдность этой идеи.
- Что нужно делать?
В первую очередь, обратиться внутрь себя/своей компании/подразделения. Честно и прямо столкнуться с внутренними процессами, которые организованы не самым, мягко скажем, эффективным образом. Отсечь все лишнее, сконцентрироваться на главном, проанализировать узкие места и не жалеть средств на оптимизацию ключевых бизнес-процессов, обратиться за помощью к экспертам – эти затраты окупят себя с лихвой. Даже в самой крупной и запутанной системе всегда можно найти плечо рычага, точку приложения силы, концентрированное воздействие на которую запустит необходимые системные изменения. Это – задача экспертов. «Изнутри» это сделать практически невозможно.
- Что ты хотела бы пожелать клиентам, работающим в кризис?
Резюмируя, я желаю мобилизовать силы, сконцентрироваться, повысить гибкость и скорость реакций на запросы рынка, не экономить на качественном обучении, и несмотря на все напряжение и сложность ситуации, почувствовать азарт и энергию в обостряющейся конкуренции между игроками рынка. Повышайте эффективность и качество предоставляемых услуг, улучшайте сервис, больше обращайтесь к потребностям клиента – и вы не только выживете на рынке в кризис, но и в долгосрочной перспективе ваши приобретения окупят все потери.
Корчагина А.,
Очень-очень замечательно. Коучинговые вопросы мне на демо очень полезны были. Восхитительная Мария Морозова, познавательная информация.