Карьера тренера: свобода или наём?
Наша компания - BuroAkzent - провела исследование, посвященное карьере бизнес-тренеров штатных (внутренних тренеров компаний) и тренеров-фрилансеров. Его результаты помогают определить приоритеты тренерской работы, критерии выбора тренера, а также «секреты» успеха карьеры внутреннего и внешнего тренеров.
Презентацию исследования провела коммерческий директор компании BuroAkzent, куратор Общероссийского конкурса «Тренерское мастерство» Елена ДОЛИНА на конференции «ПИР».
А более подробно с результатами работы мы познакомим вас в этой статье.
Всего в исследовании приняли участи более 160 человек, из которых практически равное количество (64 и 65 человек) были представлены тренерами-фрилансерами и внутренними тренерами. Остальные участники анкетирования (30 человек) представились специалистами HR и T&D.
Качества тренера и успех
В числе ключевых характеристик, сулящих успех штатному тренеру, респонденты отметили методологические умения, умение работать с запросом и (с небольшим отрывом) умение работать на результат.
Для тренера-фрилансера важными для карьеры оказались: умение работать с запросом, харизма и PR (узнаваемость). Любопытно отметить, что в случае с внутренним специалистом акцент сделан на профессиональные умения и знания, а для привлеченного тренера ключевыми получились внешние моменты, порой не имеющие прямой корреляции с качеством его работы.
Отметим, что такие качества бизнес-тренера, как ораторское мастерство, стрессоустойчивость, креативность и другие варианты, предложенные в анкете, не вошли в число ключевых качеств внешнего и внутреннего тренеров.
Критерии отбора
По поводу критериев выбора внешнего и внутреннего тренеров респонденты также продемонстрировали отличные мнения. Так для внешнего тренера наиболее важными стали устные рекомендации заказчиков и удачная демо-версия. А для выбора внутреннего тренера определяющим фактором стала только удачная демоверсия. Среди предложенных вариантов были: наличие книг и публикаций; убедительное поведение на переговорах; благодарственные письма.
На вопрос о том, кого участники исследования считают более профессиональным, большинство из них (67%) ответили, что это тренер-фрилансер.
Кто и зачем идет?
А на вопрос о причинах выбора тренером карьеры фрилансера 62% респондентов выбрали ответ «больше свободы». 30% посчитали, что внешний тренер может больше зарабатывать.
Мужчина или женщина?
Один пункт анкетирования был посвящен гендерному вопросу. Большинство участников убеждены, что и у мужчины, и у женщины есть равные шансы на успешную тренерскую карьеру. Однако 30%, в случае работы внутри компании, предпочитают женщину-тренера. А 45% респондентов считают, что лучший тренер-фрилансер – мужчина.
Знание продукта оказалось важным для внутреннего тренера. Для тренера-фрилансера это важно, но незначительно.
Мы все учились понемногу
Среди других важных качеств внутреннего и внешнего тренеров пересечений не наблюдалось. Так для штатного тренера важными оказались: знание бизнес-процессов компании, вовлеченность в деятельность компании, постоянное повышение квалификации. Тогда как для фрилансера важными в первую очередь назвали постоянное повышение квалификации (84%) и только потом - участие в профессиональных сообществах и выступление на конференциях. Отсюда можно сделать вывод о серьезной роли самообразования для карьеры внештатного специалиста.
Результативность тренера
Как измерить результативность работы тренера? На эту тему часто размышляют специалисты T&D. Респонденты назвали 3 общих критерия для внутреннего и внешнего бизнес тренеров. В тройку лидеров вошли: реальные изменения в работе участников тренингов, удовлетворенность заказчика обучения и положительные эмоции участников тренинга. Хотя, конечно, мы с вами понимаем, что и при отрицательных эмоциях участников цель заказчика может быть достигнута.
Кому за 30
Интересным оказалось мнение опрошенных по поводу наиболее востребованного возраста тренера. Для штатного специалиста получился достаточно широкий диапазон: от 20 до 40 лет. Для внештатного – 30-40. Любопытно, что специалист старше 50 лет не был выбран ни для одной, ни для другой позиции. В связи с этим возникает закономерный вопрос, что из себя должен представлять тренер, чтобы быть востребованым и в этом возрасте. И возможна ли такая востребованность в принципе.
Кандидатский минимум
При определении важности тех или иных знаний респонденты высказали одинаковые ответы, однако их приоритетность для внутреннего и внешнего тренеров получилась разной. Штатный тренер прежде всего должен знать процедуры внедрения обучения в практику, цели и бизнес-задачи компании (подразделения, участников) и то, как работать с запросом. Фрилансер должен знать, как работать с запросом, разные форматы работы с группой, а также цели и бизнес-задачи компании.
Повышение квалификации бизнес-тренеров
В качестве образовательного минимума внутреннего тренера большинство участников считают достаточным базовое тренерское образование. Вторым по значимости – программы повышения квалификации бизнес-тренеров, третьим – бизнес-образование. А вот для фрилансера программы повышения тренерской квалификации оказались самыми важными. Также актуальным (помимо тренерского) получилось и наличие бизнес-образования. Таким образом к внешнему тренеру предъявляется более строгие и объемные требования, в том числе пониманию им бизнеса вообще.
По поводу участия в профессиональных конкурсах для штатного тренера мнения разделились. Только 45% посчитали это важным. Зато для карьеры тренера-фрилансера это оказалось критичным - 73% участников исследования высказались в пользу участия в конкурсах бизнес-тренеров.
На заключительный вопрос анкетирования - кем труднее работать? - большинство участников (79%) сообщили, что фрилансером.
Надеемся, что результаты данного исследования будут полезны всем участникам T&D-cферы: внутренним и внешним тренерам, HR-специалистам, сотрудникам тренинговых компаний!
Инициатива исследования, его организация, проведения и анализ результатов - бизнес-тренер, партнер BuroAkzent, куратор Всероссийского ежегодного конкурса бизнес-тренеров Елена Долина.
Богословская Н.,
Очень интересное, полезное, живое впечатление. Мария – прекрасный тренер, очень профессиональный, умеющий расположить к себе аудиторию.