14 приемов профессионального владения флипчартом
Что является непременным атрибутом современного тренинга, модерации или фасилитации? Наглядным пособием, без которого сложно рассчитывать на эффективное восприятие учебного курса и ведение дискуссии? Правильно, это – флипчарт.
У бизнес-тренеров флипчарт популярнее проектора за счет, разумеется, конструктивной эргономичности и уникальных преимуществ, которые есть только у письма на бумаге. Самой практикой подтверждается, что любые написанные от руки символы, будь то китайские иероглифы или ноты, запоминаются надежнее и быстрее. Кроме того, флипчарт помогает четко структурировать информацию тренинга.
В фасилитационной сессии качественная визуализация помогает участникам дискуссии предлагать оригинальные и незаезженные идеи, настраивает людей на творческое решение комплексных и самых сложных задач. Да и неформальная обстановка в рабочей группе также в немалой степени зависит от того, как модератор владеет маркером и бумагой.
Но признавать необходимость флипчарта и уметь профессионально управляться с ним – не одно и тоже. С каждым годом заказчики становятся более требовательными к умению специалистов использовать техники визуализации в работе с группой. Из двух тренеров, проводящих демонстрационный тренинг будущего учебного курса, заказчик гарантированно выберет того, кто умеет пользоваться маркером.
Поэтому вполне объясним интерес бизнес-тренеров и модераторов сессий к урокам визуализации на флипчарте. Уметь использовать флипчарт - большой плюс к «карме» специалиста, это его статусность и более высокий уровень капитализации.
Как научиться красиво рисовать на флипчарте во время бизнес тренинга? Вот несколько таких приемов, владея которыми вы сможете рисовать красиво и убедительно:
- Устанавливайте или проверяйте флипчарт заранее, за 10-15 минут до начала тренинга или фасилитационной сессии. Не нужно предоставлять участникам удовольствия наблюдать, как вы возитесь с конструкцией, одновременно рассказывая о целях и задачах встречи.
- Шрифт Noodle («лапша») с самым высоким юзабилити. Он прост и легок не только для использования тренером, но и для восприятия группой.
- Флипчарт не для длинных слов и больших предложений. Это место сбора ключевых слов и мыслей, особенно если вы проводите мозговой штурм.
- Любая нарисованная вами линия – правильная. Нет некрасивого рисунка, когда рисунок сделан по смыслу сказанного в тренинге или на рабочей сессии.
- Чтобы все могли прочитать, что вы написали – пишите большими буквами, используя маркер с широким стержнем. При этом не пренебрегайте прописными буквами – одни только заглавные быстро утомляют зрение.
- Обратите внимание на геометрию стержня маркера. Как правило – это прямоугольник. Широкой стороной рисуют основные линии, узкая сторона – для дорисовки.
- Имейте свои собственные маркеры, не полагайтесь на чужие. Маркеры для бизнес-тренера как меч для самурая – это основа и признак его мастерства.
- Флипчарт – это как окно в мир. Окно не занавешивают и не загромождают надписями и рисунками. Следите за тем, чтобы за «окнами» был виден свет.
- Когда вы рисуете большую таблицу, фигуру, букву, не доводите соединительные линии до конца. Это сделает таблицу, рисунок, букву более эстетичными, воздушными.
- Серый маркер может творить чудеса, если его использовать для обводки черного контура рисунков или для рисования теней букв.
- Никаких заготовок! Избегайте искушения сделать рисунки до того, как начнется тренинг или фасилитация. Достаточно нарисовать приветственный, welcome-лист, а также задания, написание которых требует времени. Все остальное визуализируйте по ходу, для этого продумывайте визуальный ряд заранее, но будьте готовы к импровизациям. К заданиям, которые вы написали заранее, можно привлечь дополнительное внимание, дорисовав какую-нибудь несложную фишку. Например, подчеркнуть название задания.
- Предоставляйте возможность пользоваться флипчартом участникам тренинга или фасилитационной сессии. Например, поочередно зафиксировать идеи мозгового штурма, результаты групповой дискуссии или выполнения заданий. Благодаря этому, никто из участников не сможет увильнуть от общей работы, а физический акт письма от руки выдвинет зафиксированную на бумаге информацию на передний план и поможет быстрее ее запомнить.
- Берите с собой дополнительные листы для флипчарта – сверните их в рулон и перехватите бухгалтерской резинкой. Так же и с исписанными листами, если вы хотите забрать их с тренинга.
- Учитесь визуализировать не прерываясь. Черпайте вдохновение в заголовках новостных лент в интернете, работах графических дизайнеров. Обращайте внимание на объявления в супермаркетах и в метро, рекламу на улицах. Интересные идеи окружают вас повсеместно.
Кроме того, рекомендуем посетить тренинги визуализации, на которых можно научиться основным приемам. Например, BuroAkzent регулярно проводит для бизнес-тренеров и HR-специалистов однодневный интенсивный тренинг "Искусство визуализации на флипчарте". Во время тренинга его участники освоят ключевые навыки визуализации и смогут качественно улучшить эффективность собственных бизнес-тренингов.
Альбина Гоман,
Выражаем глубокую признательность Buro Akzent и лично тренеру Виктору Устенко за полученные знания и навыки в результате тренинга «Управление…