Почему коуч бывает важнее бизнес-тренера?
Знакомая для многих компаний ситуация: привычные бизнес-тренинги и семинары для руководителей и сотрудников уже не приносят должный эффект. Чтобы вы ни пробовали – показатели компании не растут, сотрудникам не хватает мотивации, вы ждете больше лидерства от руководителей, которые и без того загружены с головой, да и межфункциональные связи внутри компании тоже оставляют желать лучшего. И при этом, компании, чтобы сохранить, преумножить, а в каких-то случаях вообще выжить на рынке, необходимо срочно меняться – менять не только организационную структуру, но и культуру.
Эффективность применения коучинга в организации
В условиях постоянного дефицита времени и высокой интенсивности работы, непростых амбициозных задач развития сотрудников и руководителей – как персонального развития, так и группового, – и когда все известные инструменты развития уже не работают, бизнес обращается к коучингу. И – скажем прямо – правильно делает, потому что результат применения коучинговых технологий в виде улучшения бизнес-показателей и роста эффективности работы сотрудников – факт неоспоримый. Исследование результатов коучинга в бизнесе, проведенное консалтинговой компанией Manchester Inc. среди руководителей 100 крупных мировых бизнес-компаний, продемонстрировало, что коучиновый подход в индивидуальном и групповом развитии помогает
- повысить качество работы команд сотрудников на 48%
- снизить количество конфликтных ситуаций в командах на 52%
- повысить производительность труда руководителей и сотрудников на 53%
Более того, согласно результатам исследования по применению коучинга в бизнесе, степень удовлетворенности сотрудников своей работой увеличилась на 61%, а рабочие отношения в командах улучшились на 77%.
Коуч для руководителей и для сотрудников, внешний и внутренний
Когда руководство компании принимает решение о применении коучинговых подходов в развитии своих сотрудников и руководителей, то часто в оргструктуре, например, управлений обучения и развития вводится должность коуча. Но чаще коучи работают не с рядовыми сотрудниками, а с руководителями бизнеса. Считается, что результат такой индивидуальной работы будет эффективнее, так как у руководителя больше полномочий и возможностей внедрять в жизнь все идеи по развитию бизнеса, которые коуч помогает раскрыть. Во многих крупных компаниях и корпорациях каждому топ-менеджеру нанимают личного, индивидуального коуча. Эти затраты руководство считает оправданными, поскольку хорошая связка «топ-менеджер – коуч» принесут компании больше пользы (больше прибыли, больше новых возможностей).
Вопрос «штатный коуч или внештатный» решается компаниями, по нашим наблюдениям, таким образом: внешний коуч работает с руководящим составом, а с рядовыми сотрудниками занят коуч штатный. Этот подход «закрывает» многие проблемы: коучи со стороны могут вывести руководителей на внятные решения по развитию бизнеса, а штатный коуч, работая в компании, знает, на какие её особенности нужно обращать внимание в работе с клиентом.
Очень часто бывает и так, что топ-менеджер, добившийся успеха на работе в крупной корпорации, сам нанимает себе коуча — чтобы найти выход на частный бизнес, на развитие себя как личности. В связи с этим имеет смысл напомнить, что коучинг как раз направлен на личностный рост, не только на бизнес-развитие. Именно поэтому коучу, если он не является профессиональным психологом, очень важно вовремя понимать, когда клиента нужно перенаправлять к другому специалисту! Одно дело — помочь человеку со сложностями, а другое — помочь решить возникшие у него проблемы. Между сложностями, без которых можно было бы и обойтись (но если с ними разобраться, а не забыть о них, станет лучше), и проблемами, которые отравляют жизнь — разница огромная. И коуч должен именно помогать сложности преодолевать, а не пытаться спасать клиента. Спасать его должен психолог, и точка.
Не стоит также забывать, что, если сотрудник не стремится к прогрессу, коуч ему не поможет. Вот есть у человека работа со стабильной зарплатой, и он со своими обязанностями справляется. Если ему ничего больше и не нужно, он не мечтает о заоблачных высотах — то зачем ему коуч? Вы никак не заставите сотрудника стремиться к вершинам — он всё равно останется на своём месте. Коуч нужен только тому, кто действительно хочет двигаться вверх.
Главные задачи коучинга в бизнесе
Главной задачей коуча называют сегодня балансировку фокуса клиента между состоянием и достижениями. То есть коуч должен заботиться о том, чтобы клиент не работал в ущерб себе, чтобы не горел на работе, а делал именно то, что может, без самоубийственного трудоголизма. Так, если в США более распространено учить клиента выполнять задачи, то на постсоветском пространстве — всё же заботиться о его душевном состоянии. Наверное, потому, что американские клиенты коучей к психологам ходят отдельно — так принято в обществе.
А если коуч работает с руководителем, то очень важно научить того правильному лидерству. За лидером могут побудить пойти две движущие силы — любовь и страх. Либо начальника боятся, потому слушаются (но сделают всё так, как он сказал, не лучше и не хуже), либо начальника уважают и любят, потому сделают всё ещё лучше, чтобы его порадовать. Так что задача руководителя — научиться вовлекать людей в свою деятельность так, чтобы люди всерьёз хотели этой деятельностью заниматься, по любви, а не из-за страха. А задача коуча в этой ситуации — найти в руководителе ту любовь, которую он может применять в своей работе как лидер.
Вот зачем нужен коуч, вот почему он порой важнее бизнес-тренера. Как правило, на различных награждениях успешных топ-менеджеров выясняется, что у каждого из менеджеров есть свой коуч. Действовать эффективно, принимать правильные решения на таких постах очень сложно. У топов слишком большая ответственность, слишком серьёзная трата ресурсов – сил физических и умственных. Потому лучший способ справиться — это возложить хотя бы помощь в принятии решений на коуча, понимать, что ты не один. Для любого человека, будь он рядовым сотрудником или топом.
Коучинг в организации: в каких ситуациях применять
Итак, подведем итог: в каких ситуациях в бизнес-организациях применение коучинга доказывает свою эффективность.
- Изменения (трансформация) корпоративной культуры
- Разработка, внедрение и поддержка организационных изменений в компании
- Развитие кросс-функционального взаимодействия в компании, улучшение эффективности коммуникаций между сотрудниками, сотрудниками и руководителями
- Повышение мотивации руководителей и рядовых сотрудников, усиление вовлеченности персонала в решение задач, стоящих перед компанией
- Разработка и поддержка программ развития сотрудников и руководителей
- Развитие лидерства в топ-менеджерах и руководителях
- Реализация программ развития кадрового резерва, поддержка индивидуальных программ развития «резервистов» и сотрудников с высоким потенциалом (HiPo)
Бюро корпоративного развития "Акцент" - бизнес-тренинги и семинары для руководителей, коучинг для руководителей, групповой коучинг.
Телефон офиса Бюро "Акцент" в Москве +7 (495) 212-91-70
Адрес электронной почты для запросов: info@buro-akzent.ru
Вагин Д.
Впечатления: «Очень интересная и полезная бизнес-игра». Самое полезное: «Погружение в аналитику, оцифровка».