Как взаимодействовать со сложными участниками тренинга?
Практически любой бизнес-тренинг, программа корпоративного обучения, деловая игра или бизнес-симуляция могут существенно смутить ведущего – бизнес-тренера, фасилитатора – сложными, или трудными участниками. То есть сложными в поведении людьми, которые могут попросту сорвать всё мероприятие, не дать возможности нормально провести бизнес-тренинг или обучающее мероприятие. Но кто эти люди? Кого можно назвать сложным?
Для начала стоит задать себе очень важный вопрос: поведение участников тренинга – почему оно именно такое? Всегда ли этот человек такой вот «трудный», или же у него только с этим тренингом проблемы? Вдруг в текущей ситуации его что-то спровоцировало, и получилось как получилось. Какой же фактор привёл к подобному результату? А это может быть один из четырёх разных:
- Рабочая ситуация: стаж работы, экспертиза по теме, карьерный и профессиональный рост, цели и задачи, отношения с коллегами, атмосфера в коллективе, желание работать в этой компании, лояльность к компании, отношения с руководителем и пр.
- Личная ситуация: возраст (стабильность или кризис), физиология, личная ситуация, уверенность в себе, прошлая история успехов и неудач, личные цели, мотивация на развитие и обучение, самочувствие, настроение и пр.
- Процесс обучения: темп обучения, время обучения, условия обучения, формат, уровень сложности, методология, сочетание активностей, соответствие целей обучения с целями участника, опыт обучения, приоритетный стиль обучения и пр.
- Тренер: личность бизнес-тренера, стиль общения, уровень подготовки знаний по теме, управление процессом, авторитетность, позиция по отношению к участникам (партнер, родитель, ребенок), роль (учитель, модератор, партнер, эксперт).
Оценка участников тренинга. Анкета участника тренинга
В подготовке к тренингу или обучающему мероприятию бизнес-тренеру необходимо обязательно прояснить информацию обо всех его участниках по ряду пунктов:
- отношения в группе, роли, корпоративная культура;
- мотивация;
- возраст, пол, функционал, стаж работы;
- ожидания;
- опыт обучения;
- уровень подготовки, экспертиза.
Вы готовитесь к бизнес-тренингу, фасилитации, бизнес-игре? В таком случае, Решайте, что будете делать, как будете работать на тренинге, в зависимости от собранных фактов. Чтобы собрать подобную информацию, можно провести анкетирование будущих участников тренинга, можно провести интервью с руководителем этих сотрудников, который их направляет на тренинг.
Категории сложных участников тренинга. Поведение трудных участников тренинга
Делятся «трудные» участники на следующие категории:
- учёные-переучёные, которых на тренинги посылают с постоянной переодичностью по одним и тем же или похожим темам, так что определённой ценности они уже не особо и видят. Им нужно давать как можно меньше теории, но больше практики, чтобы повышать и отрабатывать навыки;
- те, кто не понимает, зачем им это надо. Я, мол, и так всё знаю и умею! Раньше такие люди никогда не учились и не готовы к подобным форматам обучения. Приходится сталкиваться с их защитной позицией: всё не так и тренер не такой. Обычно это очень взрослая аудитория;
- зажатые, со страхом ошибки, упёртые в гаджеты.
К тому же надо понимать, что у людей же бывают разные потребности в обучении! То есть так называемые активисты, к примеру, хотят получать конкретный опыт. Прагматикам нужно применение знаний на практике. Мыслителям — размышлять над опытом, а теоретики хотят создавать концепции. И у всех разные стили поведения на тренинге! Например, теоретики задают уйму вопросов, хотят аргументов и доказательств, проверяют словно бы экспертность тренера. Мыслители молчат в процессе обучения, а вот на выходе они — наиболее продуктивные. Активисты будут тянуть руку постоянно, а прагматиков интересует, как работает тот или иной подход… Задача тренера — показывать каждому то, что ему нужно, и быть готовым ко всем четырём типам поведения!
Правила тренинга для участников и бизнес-тренера
Кроме того, вы должны обязательно создать обстановку максимально безопасную и благоприятную. Участники вовсе не обязательно знакомы друг с другом, их нужно перезнакомить, «настроить» атмосферу на доброжелательность. Менее активным участникам надо помогать, конфронтации в группе устранять на ранних стадиях. Сложные задания давать не сразу, а только когда группа уже сформировалась и может полноценно работать вместе.
Важно коммуницирование в позиции «взрослый-взрослый»: никто здесь не учитель, никто здесь не ученик, вы все — равны, и просто делитесь друг с другом. Потому нужно действовать на равных. Обязательно согласуйте общие правила: не мешаем друг другу, не пользуемся гаджетами, и тому подобное. Очень важно быть нейтральным, никогда не выставлять себя абсолютно правым. Если переубедить человека не удалось — оставьте его при своём мнении!
Ни под каким видом не делайте публичных замечаний, не отдавайте приказов. Не пытайтесь спорить, унижать человека или обесценивать его. Тогда у вас все шансы, что никто из участников не станет «трудным»!
Ну а если всё-таки кто-то на тренинге мешает вам работать, проверьте себя по «чек-листу» - почему он ведёт себя так, в чём ваша ошибка:
- нечёткие инструкции к заданиям?
- нет понимания целей упражнения?
- нарушения графика работы, перерывы неправильно подобраны по времени?
- другие ожидания участников?
- неудобства организационного характера, душно, тесно, плохо видно?
- не хватило знаний по теме (экспертизы)?
- нарушение метологии программы?
- не хватило информации об участниках (неверная информация)?
- не смогли установить личный контакт?
- не продали себя как эксперта, не смогли завоевать авторитет?
- задели кого-то или случайно обидели чем-то?
- не создали безопасности и комфорта?
Дальше ваша задача — ссылаться на регламенты и на правила работы. Избегайте открытых вопросов, высказывания регламентируйте («Говорите, Мария, но у вас ровно одна минута!»), приводите реальные примеры из личного опыта. Можно назначать участников «главным по экспертизе», «главным хранителем времени», «главным хранителем правил». Это даст людям возможность почувствовать себя в «звёздной» роли! Можно спрашивать у трудных участников совета, просить приводить примеры, и даже вводить правило «если критикуешь — предлагай варианты». Мы уверены, у вас обязательно получится! Даже если вы допустили ошибку из вышеперечисленных и не смогли абсолютно всех привлечь к полноценной работе, всё равно вы знаете, как это исправить, и можете сделать это.
Удачных вам тренингов!
Хотите стать профессиональным бизнес-тренером или повысить тренерскую квалификацию? Обратите внимание на тренинг BuroAkzent для бизнес-тренеров «Тренерское мастерство. Интенсив».
Программа тренинга разработана в 2008 году при участии немецких коллег и отвечает требованиям международных стандартов обучения тренеров. В нее включены важные фундаментальные методологические схемы, без знания которых трудно сделать шаг в освоении и развитии тренерской работы: Дидактический восьмиугольник, Таксономия Блума, Цикл Колба, Методики взаимодействия с группой.
Целевая аудитория тренинга:
- тренеры, которые начинают путь в профессии и которым важно получить основополагающие принципы разработки и проведения обучающих программ;
- тренеры, которые уже ведут свои программы, но не имеют специального тренерского образования и, поэтому, сталкиваются с трудностями в разработке новых обучающих курсов;
- функциональные тренеры, руководители, в задачи которых входит обучение и развитие сотрудников.
За 10 лет более 300 участников прошли этот классический курс фундаментальной тренерской подготовки, среди них тренеры из компаний Coca-Cola, МТС, ТТК, Акрихин, Ашан, Альфа-страхование, Abbot, Гедеон Рихтер, Efes.
Познакомьтесь с отзывами участников на странице тренинга на нашем сайте.
В открытом формате «Тренинг для тренеров. Интенсив» проводится дважды в год – осенью и весной. Объявления о наборе групп размещаются в Календаре мероприятий.
Для проведения тренинга в корпоративном формате для тренеров вашей компании свяжитесь с нами по многоканальному телефону +7 (495) 212-91-70 или направьте запрос на адрес нашей электронной почты info@buro-akzent.ru
Юзаева Эльмира,
Хорошо организовано, дружелюбная атмосфера. Плавная, грамотная речь тренера.