Календарь

Как взаимодействовать со сложными участниками тренинга?

Практически любой бизнес-тренинг, программа корпоративного обучения, деловая игра или бизнес-симуляция могут существенно смутить ведущего – бизнес-тренера, фасилитатора – сложными, или трудными участниками. То есть сложными в поведении людьми, которые могут попросту сорвать всё мероприятие, не дать возможности нормально провести бизнес-тренинг или обучающее мероприятие. Но кто эти люди? Кого можно назвать сложным?

Для начала стоит задать себе очень важный вопрос: поведение участников тренинга – почему оно именно такое? Всегда ли этот человек такой вот «трудный», или же у него только с этим тренингом проблемы? Вдруг в текущей ситуации его что-то спровоцировало, и получилось как получилось. Какой же фактор привёл к подобному результату? А это может быть один из четырёх разных:

  1. Рабочая ситуация: стаж работы, экспертиза по теме, карьерный и профессиональный рост, цели и задачи, отношения с коллегами, атмосфера в коллективе, желание работать в этой компании, лояльность к компании, отношения с руководителем и пр.
  2. Личная ситуация: возраст (стабильность или кризис), физиология, личная ситуация, уверенность в себе, прошлая история успехов и неудач, личные цели, мотивация на развитие и обучение, самочувствие, настроение и пр.
  3. Процесс обучения: темп обучения, время обучения, условия обучения, формат, уровень сложности, методология, сочетание активностей, соответствие целей обучения с целями участника, опыт обучения, приоритетный стиль обучения и пр.
  4. Тренер: личность бизнес-тренера, стиль общения, уровень подготовки знаний по теме, управление процессом, авторитетность, позиция по отношению к участникам (партнер, родитель, ребенок), роль (учитель, модератор, партнер, эксперт).

Оценка участников тренинга. Анкета участника тренинга

В подготовке к тренингу или обучающему мероприятию бизнес-тренеру необходимо обязательно прояснить информацию обо всех его участниках по ряду пунктов:

  • отношения в группе, роли, корпоративная культура;
  • мотивация;
  • возраст, пол, функционал, стаж работы;
  • ожидания;
  • опыт обучения;
  • уровень подготовки, экспертиза.

Вы готовитесь к бизнес-тренингу, фасилитации, бизнес-игре? В таком случае, Решайте, что будете делать, как будете работать на тренинге, в зависимости от собранных фактов. Чтобы собрать подобную информацию, можно провести анкетирование будущих участников тренинга, можно провести интервью с руководителем этих сотрудников, который их направляет на тренинг.

Категории сложных участников тренинга. Поведение трудных участников тренинга

Делятся «трудные» участники на следующие категории:

  • учёные-переучёные, которых на тренинги посылают с постоянной переодичностью по одним и тем же или похожим темам, так что определённой ценности они уже не особо и видят. Им нужно давать как можно меньше теории, но больше практики, чтобы повышать и отрабатывать навыки;
  • те, кто не понимает, зачем им это надо. Я, мол, и так всё знаю и умею! Раньше такие люди никогда не учились и не готовы к подобным форматам обучения. Приходится сталкиваться с их защитной позицией: всё не так и тренер не такой. Обычно это очень взрослая аудитория;
  • зажатые, со страхом ошибки, упёртые в гаджеты.

К тому же надо понимать, что у людей же бывают разные потребности в обучении! То есть так называемые активисты, к примеру, хотят получать конкретный опыт. Прагматикам нужно применение знаний на практике. Мыслителям — размышлять над опытом, а теоретики хотят создавать концепции. И у всех разные стили поведения на тренинге! Например, теоретики задают уйму вопросов, хотят аргументов и доказательств, проверяют словно бы экспертность тренера. Мыслители молчат в процессе обучения, а вот на выходе они — наиболее продуктивные. Активисты будут тянуть руку постоянно, а прагматиков интересует, как работает тот или иной подход… Задача тренера — показывать каждому то, что ему нужно, и быть готовым ко всем четырём типам поведения!

Правила тренинга для участников и бизнес-тренера

Кроме того, вы должны обязательно создать обстановку максимально безопасную и благоприятную. Участники вовсе не обязательно знакомы друг с другом, их нужно перезнакомить, «настроить» атмосферу на доброжелательность. Менее активным участникам надо помогать, конфронтации в группе устранять на ранних стадиях. Сложные задания давать не сразу, а только когда группа уже сформировалась и может полноценно работать вместе.

Фото к публикации BuroAkzent Как взаимодействовать со сложными участниками тренинга

Важно коммуницирование в позиции «взрослый-взрослый»: никто здесь не учитель, никто здесь не ученик, вы все — равны, и просто делитесь друг с другом. Потому нужно действовать на равных. Обязательно согласуйте общие правила: не мешаем друг другу, не пользуемся гаджетами, и тому подобное. Очень важно быть нейтральным, никогда не выставлять себя абсолютно правым. Если переубедить человека не удалось — оставьте его при своём мнении!

Ни под каким видом не делайте публичных замечаний, не отдавайте приказов. Не пытайтесь спорить, унижать человека или обесценивать его. Тогда у вас все шансы, что никто из участников не станет «трудным»!

Читайте также "Демотренинг: что учесть бизнес-тренеру при подготовке и проведении демонстрационного тренинга

Ну а если всё-таки кто-то на тренинге мешает вам работать, проверьте себя по «чек-листу» - почему он ведёт себя так, в чём ваша ошибка:

  • нечёткие инструкции к заданиям?
  • нет понимания целей упражнения?
  • нарушения графика работы, перерывы неправильно подобраны по времени?
  • другие ожидания участников?
  • неудобства организационного характера, душно, тесно, плохо видно?
  • не хватило знаний по теме (экспертизы)?
  • нарушение метологии программы?
  • не хватило информации об участниках (неверная информация)?
  • не смогли установить личный контакт?
  • не продали себя как эксперта, не смогли завоевать авторитет?
  • задели кого-то или случайно обидели чем-то?
  • не создали безопасности и комфорта?

Дальше ваша задача — ссылаться на регламенты и на правила работы. Избегайте открытых вопросов, высказывания регламентируйте («Говорите, Мария, но у вас ровно одна минута!»), приводите реальные примеры из личного опыта. Можно назначать участников «главным по экспертизе», «главным хранителем времени», «главным хранителем правил». Это даст людям возможность почувствовать себя в «звёздной» роли! Можно спрашивать у трудных участников совета, просить приводить примеры, и даже вводить правило «если критикуешь — предлагай варианты». Мы уверены, у вас обязательно получится! Даже если вы допустили ошибку из вышеперечисленных и не смогли абсолютно всех привлечь к полноценной работе, всё равно вы знаете, как это исправить, и можете сделать это.

Удачных вам тренингов!


Хотите стать профессиональным бизнес-тренером или повысить тренерскую квалификацию? Обратите внимание на тренинг BuroAkzent для бизнес-тренеров «Тренерское мастерство. Интенсив».

Программа тренинга разработана в 2008 году при участии немецких коллег и отвечает требованиям международных стандартов обучения тренеров. В нее включены важные фундаментальные методологические схемы, без знания которых трудно сделать шаг в освоении и развитии тренерской работы: Дидактический восьмиугольник, Таксономия Блума, Цикл Колба, Методики взаимодействия с группой.

Целевая аудитория тренинга:

  • тренеры, которые начинают путь в профессии и которым важно получить основополагающие принципы разработки и проведения обучающих программ;
  • тренеры, которые уже ведут свои программы, но не имеют специального тренерского образования и, поэтому, сталкиваются с трудностями в разработке новых обучающих курсов;
  • функциональные тренеры, руководители, в задачи которых входит обучение и развитие сотрудников.

За 10 лет более 300 участников прошли этот классический курс фундаментальной тренерской подготовки, среди них тренеры из компаний Coca-Cola, МТС, ТТК, Акрихин, Ашан, Альфа-страхование, Abbot, Гедеон Рихтер, Efes.

Познакомьтесь с отзывами участников на странице тренинга на нашем сайте.

В открытом формате «Тренинг для тренеров. Интенсив» проводится дважды в год – осенью и весной. Объявления о наборе групп размещаются в Календаре мероприятий.

Для проведения тренинга в корпоративном формате для тренеров вашей компании свяжитесь с нами по многоканальному телефону  +7 (495) 212-91-70 или направьте запрос на адрес нашей электронной почты info@buro-akzent.ru


Сертификаты

Все сертификаты

Благодарственные письма

письмо

Все письма

ОТЗЫВЫ
Коучинг в менеджменте. Отзыв Е.Столярской, Mercury

Елена Столярская,

"Самые положительные впечатления. Очень комфортная обстановка, группа, формат. Абсолютно прикладные знания, информативный раздаточный материал,…

Все отзывы

Подписка на новости

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Календарь событий
СУПЕРВИЗОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение

Это интересно
Статьи
Все статьи
Возможность выбора Возможность выбора

Для конкурса Премии Trainings 2016 мы написали эссе, в котором подводим итоги 12-летней истории компании BuroAkzent и размышляем о сути нашего бизнеса подробнее

Конкурс — это маленькая жизнь Конкурс — это маленькая жизнь

Оглядываясь в недавнее прошлое тренер Юлия Орлова вспоминает своё участие в конкурсе "Тренерское мастерство-XI" и те обстоятельства, которые привели ее к победе подробнее

Видео
Все видео