Анализ платформ для онлайн-обучения от финалистов конкурса бизнес-тренеров в номинации «Онлайн-тренеры»
Участники XII Всероссийского ежегодного конкурса тренерского мастерства в номинации «Онлайн-тренеры» в рамках конкурсного задания провели анализ существующих платформ для онлайн-обучения. Перед ними ставилась задача отразить особенность существующих решений, логику контента, каналы продвижения и целевую аудиторию онлайн-площадки, а также сформулировать предложения по ее развитию.
Представляем работы финалистов конкурса в номинации «Онлайн-тренеры», которые, как мы можем увидеть, представляют собой профессиональное практическое пособие по использованию популярных онлайн-площадок для обучения персонала.
Алёна Мишина, руководитель учебного центра «Профайн Рус», призер конкурса в номинации «Онлайн-тренеры»
Анализ платформы webinar.ru
Вебинар.ру - одна из наиболее известных платформ по проведению вебинаров. Платформа развивается быстрыми темпами. Мои впечатления представлены с точки зрения пользователя, ведущего и организатора вебинара. Опыт использования – около 1 года. До этого использовала hrm.ru (онлайн-платформа).
Я использую ее для проведения бесплатных вебинаров для клиентов нашей компании, В2В. Целевая аудитория – руководители отдела продаж, менеджеры по продажам, технические специалисты, которые продают и делают окна из профиля КВЕ. Вебинары – это часть сервисной поддержки наших клиентов – оконных компаний.
Участники находятся в разных городах России и СНГ, с разным качеством интернета.
Площадка настроена на проведение открытых вебинаров с большим количеством пользователей из разных компаний. Для корпоративного обучения подойдет меньше, так как нет связки с другими формами онлайн-обучения (тесты, курсы).
Подойдет для компаний с большим количеством промо-вебинаров, там где задача – собрать базу клиентов.
Вебинар.ру быстро изменяется и оперативно реагирует на пожелания и проблемы. Академия вебинаров дает полезные знания с точки зрения организатора и ведущего.
Интересная система открытых вебинаров на «личные темы»: приглашается внешний спикер – звезда с актуальной темой. Правда, не удобное время проведения этих вебинаров лично для меня (19-00). И они не вовлекают восточные регионы с большой часовой разницей.
Предложения для дальнейшего продвижения платформы:
Я предполагаю, что база клиентов у данной компании наработана и обширна. Поэтому предлагаю начать с текущей базы, а поиск новых оставить напоследок.
- Допродажи существующим клиентам
Проанализировать текущие потребности клиентов компании. Выбрать клиентов, которые используют часто, много и на пределе тарифа. Предложить переход на более дорогой тариф. - Активизация «уснувших клиентов».
Выбрать из базы клиентов, которые не продляют оплату. Разделить хотя бы на 3 категории на подобие А-В-С анализа, но по 2-м параметрам:
А) долго работали до этого
Б) часто проводили вебинары до этого
Звонить А-клиентам, писать В и С клиентам с уточнением, почему изменилась активность, что случилось. Сделать предложение по возврату (скидка хуже, лучше подарок, например, курс Вебинары для продвинутых). - Подъем «засыпающих клиентов».
Настроить CRM-«звоночек», когда активность снижается, счета оплачиваются хуже. Это позволит вовремя отследить клиентов, которые переходят на новую площадку. - Вовлечение неактивных клиентов.
По клиентам, которые оплачивают, но не пользуются – опросы лояльности, предложение обучение. Эти клиенты в зоне риска отказа от вебинаров вообще. - Наработка базы ведущих вебинаров.
Лояльные пользователи-ведущие и внутренние тренеры могут переходить из компании в компанию. Создать клуб любителей Вебинар.ру. Может быть – вебинары для ведущих с обозначением конкретной проблемы (не просто обо всем по чуть-чуть). Может быть, вебинары от таких ведущих как средство обмена опытом. Можно скопировать вашу идею и сделать конкурс онлайн-ведущих. - Поиск новых компаний.
Продолжить открытые вебинары. Взять опыт Мираполиса по регулярным вебинарам по бизнес-тематикам. Звонки по новым контактам из базы.
Совет: обязательное тестирование базы и обучение таких ведущих. Иногда слышу следующее: «что-то я не очень поняла, как здесь сделать; почему-то не работает опрос… и т.п.».
Таким образом следует начать с развития существующей базы и только потом переходить к поиску новых клиентов.
Наталья Горячая, тренинг-менеджер «Совкомбанка» (г. Красноярск), призер конкура в номинации «Онлайн-тренеры»
Современный рынок обучения быстро меняется, обретая новые черты и форматы. Информационные технологии входят во все сферы жизни человека, и, конечно, бизнес-образование не остается в стороне от этих перемен. Глобализация экономики приводит к тому, что обучаемые могут находиться в разных точках страны или даже мира. А кризисные явления привели к тому, что компании стали экономить на командировочных расходах. Именно поэтому приоритет отдается дистанционным форматам обучения. Для их проведения необходимы технические решения, которые позволяют делать обучение эффективным и достигать поставленных целей в рамках бизнеса.
В своей работе я использую платформу WebEx. Это многофункциональная система, которая подходит для проведения вебинаров и различных конференций. Она создает значительные возможности во время дистанционного обучения как для участников, так и для самого тренера. Программное обеспечение имеет следующие функциональные параметры: трансляция видео в реальном времени, демонстрация обучающих материалов, обеспечение коммуникации между всеми участниками, запись обучающего мероприятия.
Платформа позволяет подключать одновременно до одной тысячи человек. У компании потребителя услуг программы может быть доступ к нескольким комнатам для обучения, что позволяет проводить несколько мероприятий одновременно. Интерфейс WebEx представляет собой окно, состоящее из нескольких сегментов: значительное место занимает экран для демонстрации презентаций; чат и окно с изображением видео тренера. Все это позволяет делать обучение информативным, ярким и результативным.
Любой вебинар начинается с планирования обучения, и уже здесь есть преимущества данной системы. Есть возможность интеграции платформы с календарем Outlook, что позволяет одновременно вносить мероприятия как в расписание тренера, так и участников обучения. И вот участники и тренер готовы к проведению обучения.
Одним из важных вопросов при использовании любого программного обеспечения является его установка. Участникам конференции не требуется предварительно устанавливать систему на свои компьютеры – установка необходимых модулей производится автоматически при входе. Это позволяет сэкономить время и ресурсы.
В программе существует 3 различных роли: организатор, докладчик и участники. У организатора значительный функционал по управлению возможностями платформы: он открывает комнату для обучения, делает рассылку приглашений, управляет работой платформы. Организатор входит в комнату под логином и паролем. Затем он формирует список электронных адресов участников вебинара. После этого каждый сотрудник получает ссылку для подключения. Участники самостоятельно подключаются к платформе. На мой взгляд, было бы удобнее, если бы ссылка на подключение отправлялась сразу при планировании мероприятий, что позволило бы тренеру не тратить время на дополнительную рассылку приглашений.
Тренер проводит перед началом обучения подготовительную работу - размещает обучающие материалы на платформе. Одновременно можно подгружать несколько разных презентаций, документов. Они будут размещаться в отдельных окнах, и при необходимости тренер одним кликом может их открыть для демонстрации. Такие возможности платформы позволяют быстро переходить от одного материала к другому, что помогает тренеру обеспечивать включенность участников в обучающий процесс. Также тренер запускает трансляцию своего видео изображения.
Участники подключаются к платформе. Вебинар начинается! Важным моментом во время групповой работы является обеспечение коммуникации между участниками. Здесь есть несколько вариантов взаимодействия: общение в чате, выступления с возможностью запуска видеотрансляции. Если участник хочет что-то сказать, то для этого он может воспользоваться функцией «Поднятой руки» – в этом случае на панели у тренера появляется изображение руки рядом с именем участника. Участники и тренер могут пользоваться чатом для отправки сообщений. Чат может быть общий или приватный. Приват-чат позволяет пересылать сообщения отдельным участникам. Это позволяет организовывать работу в малых группах, парах.
У данной платформы есть уникальная функция – проведение опросов среди участников вебинара. Тренер формулирует вопросы и подгружает их в программу. К каждому вопросу прописывается несколько вариантов ответов, также можно задать временной отрезок для прохождения теста. В нужный момент тренер открывает опросник. Участники отвечают. После завершения тестирования каждый участник получает результаты своих ответов. У тренера есть возможность вывести статистику прохождения тестового задания на экран. Данный инструмент можно применять для проведения оценки усвоенных знаний участниками.
Из своего опыта могу сказать, что платформа WebEx позволяет делать дистанционное обучение доступным, интересным и эффективным. Данную программу могут использовать в своей работе как Учебные центры крупных компаний, так и фрилансеры (тренеры и консультанты). Основным каналом продвижения данной платформы являются интернет. Здесь можно найти ссылки на сайты компаний, которые предлагают услуги по использованию данной платформы.
Наша компания при работе с данной платформы столкнулась с одной проблемой: несовместимость с некоторыми версиями программного обеспечения Windows. Что стало ограничением для использования данного продукта.
Дистанционное обучение набирает все большую популярность. Сейчас можно проходить обучение из любой точки мира, используя при этом достижения технического прогресса. Для повышения эффективности обучения следует учитывать функциональные возможности разных платформ. На мой взгляд, программа WebEx позволяет тренеру в полной мере организовать и провести результативное обучение, а также сделать его ярким, доступным.
Татьяна Капитальная, ведущий тренинг-менеджер по развитию компании «Связной» (г. Казань), призер конкурса в номинации «Онлайн-тренеры»
Предлагаю вашему вниманию анализ учебного портала Websoft. Так как я являюсь внутренний тренером, то выбирать платформу для проведения дистанционного обучения мне не приходиться, зато приходится выбирать и находить способы решения сложностей, который возникают в процессе создания и реализации учебной задачи.
Что же такое Websoft? Это решение представляет собой HRM портал. Такой единый HR-инструмент для автоматизации процессов набора, подготовки и развития персонала.
Эта компания стремится к комплексному сотрудничеству со своими клиентами. Это можно смело заявлять благодаря тому, что многие крупнейшие федеральные компании и корпоративные университеты и учебные центры для систематизации процессов обучения используют еще одну программу Websoft. Если говорить коротко, а это в эссе немаловажно, WebTutor - программный продукт компании Websoft, предназначенный для создания HR-портала компании, автоматизирующего процессы подбора, оценки, обучения и развития персонала, управления кадровым резервом. Систему WebTutor использую около 400 ведущих компаний России и стран СНГ. В числе клиентов Websoft «Газпромбанк», «Росгосстрах», «Эльдорадо», «Альфастрахование», Danone, «Группа «ГАЗ», «м.Видео», Банк ВТБ24, «Ростелеком», Panasonic и многие другие.
Кроме WebTutora и Виртуального класса Websoft, компания предлагает еще редактор электронных курсов Courselab как инструмент быстрой разработки мультимедийных учебных курсов, а также библиотеку электронных курсов. То есть более 60 готовых электронных учебных курсов по бизнес-тематике, коммуникациям, информационным технологиям.
И все это конечно в ответ на запросы бизнеса о технологиях и видимом («оцифрованном») результате в обучении персонала!
Обсудим запросы бизнеса? Да, да и еще раз, да! А иначе как нам понять успешность этих программ, порталов и классов. Представлю вам задачи, решение которых занимает мою компанию, а, значит, и других организаций – передовых, быстро развивающихся и использующих любую возможность улучшить свои бизнес процессы.
- Автоматизации процесса рекрутинга: поиск кандидатов, размещение вакансий, формирование базы кандидатов и внешнего кадрового резерва.
- Автоматизированной оценки персонала: выявление, развитие талантов, управление базой компетенций сотрудников компании, формирование внутреннего кадрового резерва, формирование планов развития.
- Автоматизации процесса обучения персонала: организация и проведение аттестации и адресного обучения, формирование отчетов по результатам обучения для руководства.
Вместе с тем, кроме решения всех выше перечисленных задач, компании ждут еще и определенного качества процесса. Ожидания у потенциальных и действующих потребителей услуг на рынке дистанционного онлайн обучения сейчас таковы:
- Функциональность. Подразумевает наличие у платформы необходимых опций, в числе которых чаты, форумы, управление курсами, анализ активности обучаемых и т.п.
- Стабильность, т.е. степень устойчивости работы при различных режимах работы и нагрузке в зависимости от степени активности пользователей.
- Удобство использования.
- Стоимость. Складывается из стоимости покупки платформы и дальнейшего сопровождения.
- Модульность. Обучающий курс может состоять из нескольких микромодулей (блоков) учебного материала, которые при необходимости могут входить в состав иных курсов.
- Масштабируемость. Система должна быть гибкой и способной расширяться как в связи с приростом количества обучаемых, так и путем добавления новых программ и курсов.
- 100% мультимедийность. Технические возможности системы должны предоставлять возможность использования в качестве инструментов обучения не только текстовые и графические файлы, а также видео, аудио, flash-анимацию, 3D-графику и т.п.
- Качественная техподдержка.
Что же реализует в ответ на ожидания потребителей и запросы в бизнесе Websoft.
Стоимость платформы 3500 рублей в месяц, есть бесплатная версия. Удобно и не дорого для огромных корпораций, впрочем, как и для небольших компаний. Количество участников ограничено – не более 100 в платной версии, 5 человек в бесплатной версии. Количество вебинаров неограниченно. Есть возможность вводить неограниченное количество преподавателей в один вебинар. Это удобно и особенно важно, потому что лучше делать запись под логином другого преподавателя, так как при записи со своего логина, экран становится маленьким, и презентацию частично не видно.
Этот портал не имеет каналов продвижения или тщательно скрывает их. Целевая аудитория – это компании, имеющие магазины или офисы в разных регионах. Изначально Websoft вообще были нацелены на аудиторию из HR специалистов, чтобы те между собой обменивались информацией.
Есть возможность выводить презентацию, экран компьютера, передавать файлы. Можно записывать видео. Во время вебинара можно делать записи на презентации и рисовать, но это приводит к зависанию.
Из дополнений: возможность создавать SCORM-курсы. SCORM – международный стандарт для обмена учебными материалами. Любой электронный курс, соответствующий стандарту SCORM, может быть загружен в любую систему дистанционного обучения.
Платформа лучше работает через Internet Explorer . В других браузерах возникают сложности при создании мероприятия, нет возможности выбрать пользователей, преподавателей. Так же компания предлагает интегрирование учебной платформы еще в один свой именитый продукт WebTutor и не платить за нее аренду. Однако при такой интеграции не обошлось без нюанса, довольно серьезного, чтоб этого не делать: запись видео не сохраняется. Вместе с тем стоит написать про стабильность работы. Работает эта платформа хорошо и сбои бывают редко, а это очень весомый фактор для участников и заказчиков. Так как возможность организации бесперебойной работы и тонкой связи и контакта с группой в дистанционном обучении, который не прерывается, приписывается целиком и полностью подготовке и квалификации тренера.
Свобода выбора - это девиз рынка всего мира. Свобода выбора в случае с организацией дистанционного обучения реализована то же хорошо. Осталось определить для себя ценности и приоритеты, в онлайн-обучении в том числе.
Дина Измайлова, бизнес-тренер фрилансер, победитель конкурса в номинации «Онлайн-тренер»
Прежде чем рассказать о какой-то одной платформе. я выделю ТРИ значимые группы в области дистанционного и онлайн обучения.
1. Система управления учебной деятельностью (LMS - learning management system)
Это: Webtutor, Mirapolis, Saba, Mudle
Это платформы, которые позволяют создать полноценный корпоративный институт обучения. Они предоставляют возможность автоматизировать все основные процессы организации и проведения обучения:
- Планирование долгосрочных и краткосрочных программ обучения индивидуально и для группы.
- Администрирование обучения.
- Проведение разных форматов обучения: вебинар, электронные курсы, симуляторы, видеокурсы, решение кейсов, выполнение ТЗ и прочее.
- Тестирование, аттестация, оценка результатов.
- Интегрирование с HR системой: введение модели компетенций, проведение оценки компетенций, присвоение грейдов, статусов и прочее.
- Создание и управление Порталом дистанционного обучения, внутри которого есть отдельный модуль для организации и проведения обучения онлайн. Так называемая Виртуальная комната.
2. Платформы для создания и проведения электронных дистанционных курсов
Это: Stepik.org
Создание и проведение дистанционного курса с элементами онлайн. Благодаря этим платформам, я могу создать свой курс, который будет включать в себя структуру, отдельные тематические модули, разные форматы обучения (вебинар, видеокурс, тест, домашнее задание).
3. Сервисы для интерактивного общения с помощью Сети Интернет и проведения вебинаров.
Это: Comdi, Webinar.ru
Данные платформы помогают подготовить, администрировать и провести разные форматы взаимодействия: вебинар, видеоконференция, масштабная онлайн трансляция мероприятия.
Я немного расскажу о платформе Stepik.org
В начале это были Открытые бесплатные курсы на технические темы, а на сегодняшний день – это уже и гуманитарные темы.
Платформа позволяет бесплатно учиться, создавать свои открытые курсы, а за определенную плату можно создать закрытый курс, доступный только указанным адресатам. Авторские права действуют на все виды курсов. Отличие бесплатных курсов от платных в том, что на материалы, размещенные в закрытых курсах, не распространяется лицензия Creative Commons, действующая для всех открытых курсов Stepik.org. То есть нельзя копировать и использовать какую-либо часть материалов платных курсов.
Каналы продвижения и целевая аудитория
ЦА открытых курсов: школьники, студенты, специалисты. Ядро ЦА – это представители технико-математических специальностей: программисты, математики, экономисты.
Что касается закрытых курсов, то, по сути, это уже создание внутрикорпоративного учебного центра, поэтому ЦА тут будут те, кому необходимы эти функции целиком или частично:
- Компании с большим числом сотрудников для внутрикорпоративного обучения.
- Компании для входного тестирования соискателей на предложенные вакансии.
- Преподаватели, обучающие людей очно чему-либо, чтобы увеличить количество своих студентов.
- Преподаватели школ и университетов, чтобы проверять домашние задания онлайн.
- Частные преподаватели программирования, которые хотят сделать свой учебный процесс проще, автоматизируя проверку заданий на программирование.
Из-за большого количества запросов на подписки платформа не может сейчас выставлять счета юридическим лицам и выставлять договоры.
Продвижение:
a. Свой тематический блог там, где находится много технарей https://habrahabr.ru/company/stepic/
b. Участие в специализированных выставках и конференциях. Например, на EdCrunch Awards - крупнейшей в Европе конференции по образованию. EdCrunch Awards 2015 неоднократно побеждали курсы именно с этой платформы
Например:
В 2015 году Stepik-курс «Основы статистики» Анатолия Карпова, аспиранта кафедры общей психологии СПбГУ, был награждён премией EdCrunch Awards 2015 и признан лучшим техническим курсом.
В 2016 году Stepik-курс «Игрофикация» от клуба игрофикаторов Why42, был награждён премией EdCrunch Awards 2016 и признан лучшим гуманитарным курсом. Также в число победителей вошли курс Russia’s gas strategy от Европейского университета (2 место среди гуманитарных курсов), курс «Нейронные сети» от Института биоинформатики (2 место среди технических курсов) и курс «Погружение в СУБД» от Computer Science Center (3 место среди технических курсов).
В 2016 году Stepik.org стал финалистом премии РБК Санкт-Петербург в категории «Стартап года» за лидерство на рынке открытых онлайн-курсов.
c. Сотрудничество с профильными вузами и компаниями (Яндекс, MailGroup).
d. Социальные сети.
e. Тематические группы и сообщества (например, Why 42 клуб Игрофикаторов).
Возможности платформы:
a. Платформа позволяет бесплатно учиться, создавать свои открытые курсы, а за определенную плату можно создать закрытый курс, доступный только указанным адресатам.
b. Авторские права действуют на все виды курсов.
c. Возможность создать в курсе иерархию участников: ученики, Мастера, Гуру и прочее, таким образом курс становится больше, чем процесс обучения. Он превращается в социальную сеть, объединившую людей с одинаковыми интересами на разном уровне знаний. Также это помогает проходить обучение тем, кто прошёл уровень «ученик», но ещё не стал «гуру». Ведь самый лучший способ понять материал – это объяснить его другому. И именно этим и занимаются Мастера (Модераторы курса) они отвечают на вопросы учеников в комментариях и оценивают работы.
d. Оценка работ.
e. Выполнение домашнего задания.
f. Кросс-рецензирование. Гениальный инструмент, который произвёл фурор среди учеников. Он имеет одну особенность, после него человек может расстроиться и завершить обучение. Виноват человеческий фактор. Даже максимально простую и понятную систему оценки люди умудрялись искажать. А также есть эффект оценки первых. Если работа идёт первой, то у неё есть риск получить заниженный балл, так как оценщик пока не представляет общий уровень! Возможно стоит высвечивать сразу ТРИ рецензии на оценку, тогда есть возможность сравнить. Или оставить необходимость вначале прочитать(просмотреть) пару работ прежде чем показывать работы на оценку.
Недостатки:
Сертификат выдаётся с указанием процентов обучения, что с одной стороны логично, но с другой стороны не отражает реальности.
Например, курс «Игрофикация» был разработан так, чтобы быть интересным для участников с разной степенью «продвинутости» и «погружённости» в курс. Ты можешь пройти курс на легком или сложном уровне, и от этого зависит итоговое количество баллов
Но максимальное количество баллов одинаково для всех учеников, оно не делится на сложный и лёгкий уровень.
Получается, что я выбираю уровень прохождения курса и на своём уровне выкладываюсь на все 100%, а в итоге получаю сертификат, в котором обозначается очень низкая сумма, так как процент легкого уровня от максимально возможного очень мал.
Пути развития:
a. Развиваться вширь, увеличивая темы и области предметов.
b. Развиваться вглубь, создавая новый и уникальный продукт или возможность. 28.04.2016 года официально объявили о запуске первого адаптивного курса на Stepic.org, который подбирает задачи по Python в зависимости от уровня учащегося. До этого мы ещё реализовали на платформе рекомендованные уроки, чтоб учащиеся как не забывали, что они уже прошли, так и открывали для себя новые темы, которые могут их заинтересовать.
Другие решения для дистанционного обучения
В завершении обзора отметим, что конкурсанты в своих работах отметили только небольшую часть из всех инструментов для организации корпоративного обучения.
Сегодня на российском рынке представлены и такие платформы для онлайн обучения как iSpring Online, Teachbase, Competentum, Unicraft, вебинарные сервисы clickmeeting, etutorium, myownconference. Регулярно появляются новые интересные разработки.
Отечественный бизнес сегодня активно использует возможности современных технологичных платформ для обучения и развития своих сотрудников – как в режиме онлайн, так и в программах смешанного обучения.
____________________________________________________________________________________________
Читайте также эссе финалистов конкурса в номинации "Начинающие тренеры" и конкурсные работы призеров в номинации "Опытные тренеры".
Гончарова Елена,
Получила посыл к новому видению коучинга, ознакомилась с новыми методами. Активная работа тренера с аудиторией.